Марина Бошель знает, как снизить цены в магазинах - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Марина Бошель знает, как снизить цены в магазинах

Марина Бошель знает, как снизить цены в магазинах

Ассоциация малого бизнеса и торговли Казахстана предложила правительству создать кооперативный торговый дом. Как считают авторы проекта, это позволит удержать инфляцию и снизить цены в магазинах у дома на 10-15 %.

  • 10 Апреля 2024
  • 2628
Фото - Caravan.kz

"У меня есть мечта. Она небольшая: поднять хотя бы до процентов 10 прибыль магазинов формата «У дома»", — рассказывает «Каравану» президент республиканской ассоциации микро- и малого бизнеса и торговли Марина Бошель. – "Тогда этот вид бизнеса станет привлекательным для большего числа людей. Если условия для работы таких магазинов станут лучше, если будут не выживать, а получать небольшую прибыль, тогда у этих предпринимателей появятся деньги на амортизацию. Значит, они приведут в порядок свои магазины – каждый из них мечтает, чтобы их магазин был красивым. Они будут уверены в завтрашнем дне. Они начнут открывать при магазинах что-то новое: кофейни, пекарни, кондитерские цеха. От этого наши города и села станут только лучше и комфортнее".

Сегодня в Казахстане сложилась очень несправедливая система торговли. На одном полюсе работают большие супермаркеты, которые пользуются всеми привилегиями: им отпускают товары по оптовым ценам, через них проходят товары стабилизационных фондов, им дают кредиты для пополнения оборотного капитала. Это большие предприятия

На другом — рынки. Если базар принадлежит сильному хозяину, то никого не интересует, по какой цене продают там товар. Но здесь работают множество частников, за которыми не уследишь.

И как бы между ними затерялись небольшие магазины формата «у дома». Они вроде нормально оформленные предприятия, платящие налоги, и в то же время бедны, как церковные мыши. Почему? Они сидят в ценовой вилке: на большую часть товара они могут накинуть 10-15 % наценки. Поэтому почти никогда не вылезают из долгов. Как это можно сделать? Ассоциация микро- и малого бизнеса и торговли решила превратить слабость мелких магазинов в силу.

Сейчас производителям не очень удобно работать с мелким бизнесом. Магазинчиков много и у каждого свои потребности. В логистике есть понятие — стоимость контакта. То есть затраты на работу с каждым клиентом. Не важно, с каким – крупным или мелким. Затраты на общение с ним – время, расходы на телефон, бланки, поездки, обработка заказа. Ведь всем обещано одинаково хорошее обслуживание. Но если я продаю тонну макарон в один магазин, то эти затраты – 300 тенге, например – будут распределены на двести пачек товара. Или 1,5 тенге на пачку. Мелкие магазины берут от силы 2-3 упаковки – это 40-60 пачек. Значит и цена контакта распределяется по 5-7 тенге на каждую пачку. Тогда мне, как продавцу, надо или заранее закладывать в цену такую разницу, или как-то по-другому организовать работу с покупателями. Или проще всего отдать работу с розницей на откуп посреднику.

В итоге сегодня в торговле нет равноправия. Крупные оптовики приобретают по цене намного ниже, потому что они закупаются напрямую, без лишних посредников и крупными партиями. А магазины у дома берут понемногу: они не могут взять паллету макарон. Только пару коробок. Поэтому разница в ценах может доходить до того, что поставщики предлагают магазинам у дома товар дороже, чем этот же товар лежит на полке супермаркета.

Эту проблему может решить торговый дом, организованный по принципу кооператива.

"Только представьте: 200 небольших магазинов в одном городе или районе объединились в закупочный кооператив и действуют как один покупатель. Такое объединение, конечно, будет гораздо более интересным для любого производителя", — рассказывает глава ассоциации. – "Такой торговый дом может добиться больших скидок на товар для членов кооператива. Представьте: есть электронная торговая площадка, на которую каждый магазин направляет заявку, что ему надо сейчас. А производитель сразу видит его запрос. Он исходя из запросов формирует заказ и отправляет его по адресу. Резко сокращаются его затраты на работу с покупателями, и покупателям не надо тратить время на поездки по рынкам и разным точкам".

Кроме этого, у каждого производителя появится обратная связь с магазинами. Он сможет контролировать стоимость своего товара во всех торговых точках. Вплоть до того, что станет возможно проведение акций, как это происходит в супермаркетах. Он сможет получать информацию о движении своего товара в рознице. Благодаря этому у него появится возможность планировать свою работу.

Магазинам у дома такая работа тоже должна стать выгодной. Они получат надежный канал поставки товара. Они смогут обойти вечную проблему всех небольших торговых точек: иметь запас товара. Это замораживает оборотный капитал в товаре и не дает расширять ассортимент.

Система позволит закупаться намного дешевле и ставить наценку чуть выше, чтобы можно было получать хоть небольшой доход. И для людей будет интересной, потому что итоговая цена будет ниже, чем сейчас.

Другая больная тема – качество товара. Каждый покупатель должен получить возможность получить гарантию качества товара. Но не в каждом магазине есть сертификаты соответствия качеству.

"Для этого платформа должна быть доступна и простым покупателям. Все документы уже доступны в электронной форме. Надо лишь использовать эту возможность", — уверена Марина Бошель. — "Одновременно такой человек может увидеть и торговые акции. Это поможет ему сэкономить на покупке продуктов. Более того, мы хотим сделать опцию заказа товара для простого покупателя с доставкой до его ближайшего магазина. Чтобы он мог прийти в эту точку и забрать свой заказ".

Еще один большой плюс для производителей: облегчение выхода на рынок новых товаров. Сегодня все казахстанские производители жалуются, что им невозможно получить место на полке в супермаркете. Слишком дорого стоит такое место. Торговый дом даст возможность им попасть на полки тысяч магазинов у дома и стать ближе к покупателю.

Важная часть доходов супермаркетов — субсидирование от государства для сдерживания цен. На тот же сахар, картофель, макароны, рис, растительное масло. Есть список из 19 товаров, на которые министерство экономики сдерживает цены (СЗПТ). У небольших магазинов этот список закрывает половину их основного ассортимента. Но из-за жесткого контроля со стороны государства магазины могут сделать наценку на эту группу товаров магазины от силы 5 %.

В это же время супермаркеты могут делать наценку до 30 %. Почему? Снова потому, что они получают товар дешевле. Доходит до того, что владельцы мелких точек скупают акционные товары в супермаркетах, чтобы потом продать их у себя.

Если же проект выстрелит, то магазины у дома смогут стать неким буфером, который заставит крупные торговые сети снизить наценку до разумных пределов. А это уже будет рычагом для снижения инфляции. Но для этого надо, чтобы в проект торгового дома вошли оптово-распределительные центры. Может быть, СПК, которые контролируют стабилизационные фонды.

"Главная проблема в реализации такой идеи – первоначальный взнос. Чтобы система заработала, нужен вклад от каждого. А денег нет. Поэтому мы сейчас работаем с государством для того, чтобы получить средства на первое время", — рассказала Марина Бошель.

Кроме этого, надо законодательно закрепить принципы работы кооператива и возможность заходить частным платформам на этот рынок. Действующий закон «О потребительском кооперативе» не совсем точно отражает современные реалии. Поэтому он вообще-то и не заработал.

С другой стороны, предприниматели опасаются, что государство возьмёт все в свои руки, извратит саму идею и начнет запихивать всех на платформу того же «Казахтелекома» для тотальной автоматизации торговли. Примерно так, как получилось с проектом внедрения электронной СНТ.

"У нас в сообществе уже есть своя протестированная платформа. Мы считаем, что она может работать, — уверена спикер. – Она открыта для всех участников, в том числе для государства. И позволяет собирать нужную информацию. Мы получим возможность не только анализировать цены, но и прогнозировать потребление. Тогда кооператив может работать с государством в части контроля роста цен. Магазины у дома – это социальное предпринимательство. Поэтому меры социальной поддержки к малому торговому бизнесу должны быть. Пока же наша ассоциация готова запустить пилотный проект торгового дома в Восточном Казахстане. Министерство торговли уже пообещало нам помочь. Пока ждем поддержки от министерства финансов".

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта