В офицерском звании Хайрулла Сайдуллаев, Федор Бережной и Денис Кравченко прослужили 12 лет в Вооруженных силах нашей страны. Выбирая профессию военного летчика, молодые курсанты Актюбинского высшего летного училища мечтали стать асами, поднимать в небо современные мощные боевые машины…
— Мы готовили себя к честной и трудной работе, — говорит Хайрулла Сайдуллаев. — Взяли хороший старт, закончили училище в числе первых, двое из нас получили красные дипломы. И что мы имеем на сегодняшний день? У меня 110 часов налетов. У Кравченко — 150. У Федора Бережного — 60. И это за 12 лет службы в Вооруженных силах!
— Можете сравнить с тем, как обстоят дела в российской армии?
— Выпускники российских летных вузов приезжают к нам лейтенантами с налетом в 250 часов. Они в полном объеме прошли курс подготовки еще будучи курсантами на боевых самолетах. Мы же пришли в часть после училища с 14 часами налета на Як-18Т! Но и в действующей армии мы месяцами не поднимались в небо. А те немногие полеты назвать боевыми можно с большой натяжкой. В основном это были полеты по кругу. Взлет — посадка. О какой готовности к выполнению боевых задач можно говорить?!
О том, что наши военные летчики мало летают, громко заговорили после трагедии 16 февраля, когда в Караганде во время планового полета потерпел крушение военный Миг-31. Экипаж погиб…
Пилоты… укладывают бордюры, строят душевые
Хайрулла Сайдуллаев, Федор Бережной и Денис Кравченко искренне желали служить Отечеству на том поприще, которое избрали, к которому готовились. Служить — в небе, за штурвалом боевого самолета-истребителя. Но Отечество все больше находило для боевых офицеров работу на земле. О своей наземной службе они говорят с горькой иронией: «За годы службы в авиационной эскадрилье мы научились строить футбольные площадки и душевые, возводить ограждения, виртуозно выкладывать бордюры, косить траву, белить и красить, подметать…»
И однажды летчики пришли к выводу: их профессиональные амбиции в армии никому не нужны. Они 12 лет стояли в строю, исполняли приказы командиров: строить — значит строить, мести — значит мести! Но перспектива простоять в этом безликом строю всю оставшуюся жизнь их не устраивала. Они приняли решение: выйти из рядов Вооруженных сил. Пока время не ушло, пока возраст еще позволяет, пока еще есть здоровье и силы.
10 ноября 2006 года заместитель командира эскадрильи капитан Хайрулла Сайдуллаев, капитан Федор Бережной и капитан Денис Кравченко подали рапорты об увольнении из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан.
«О последствиях увольнения предупрежден»
В приватных беседах многие военные откровенно говорят о проблемах армии, о слабом материально-техническом обеспечении войск, о нездоровой атмосфере в частях… Дух патриотизма пока не пропитал армейские казармы. «Скоро служить будет некому. Сегодня в армии остаются в основном те, кто боится не найти себя в гражданской жизни, и остатки с советских времен, которым до пенсии рукой подать, и отступать уже некуда…»
Но три балхашских офицера, к их чести, остались верны присяге. В их рапортах и судебных исках нет ни слова, порочащего нашу армию. Основания для увольнения в запас летчики нашли в казахстанских законах, подтвердив тем самым, что недаром заработали в свое время красные дипломы. К тому же все трое получили второе высшее образование — юридическое. И тоже «на отлично». На суде летчики сами представляли и защищали свои права.
Из заявления Х. Сайдуллаева в военный суд Акмолинского гарнизона: » Согласно п.2 ст.29 главы 5 Закона «О воинской обязанности и воинской службе контракт заключается между сторонами в добровольном порядке. Мною принято решение о незаключении контракта и прекращении дальнейшей службы в Вооруженных силах».
Из рапорта на имя командира эскадрильи: «Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан. Без заключения контракта отсутствуют законные основания для продолжения мною военной службы в ВС РК. В личной беседе с командиром части о возможных последствиях увольнения предупрежден».
Юридический тупик
В дальнейшем военные и гражданские юристы назовут ситуацию юридическим казусом. Новый Закон «О воинской обязанности и воинской службе», принятый в 2005 году, не урегулировал статус военнослужащих, принятых на службу по старому закону от 19 января 1993 г. В прежнем законе контрактная система не предусматривалась. И потому всем «старослужащим» тех времен, чтобы продолжить службу в армии на законных основаниях, было приказано срочно и добровольно подписать контракты. Как быть с теми, кто не пожелает заключать контракты, закон 2005 года разъяснений не давал. Авторам закона, видимо, возможность такой ситуации просто не пришла в голову?
Командование Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК три месяца размышляло над рапортами трех военных летчиков. Наконец штаб вернул документы без удовлетворения. Главком и его замы так и не нашли в законе статьи, в которой было бы предусмотрено увольнение в связи с незаключением контракта.
— Мы обратились в военный суд, — говорит Хайрулла Сайдуллаев. — 11 июня военный суд Акмолинского гарнизона вынес решение в нашу пользу.
Из решения военного суда Акмолинского гарнизона: «Исковое заявление Сайдуллаева Хайруллы Абдуллаевича к Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных сил Республики Казахстан об увольнении с воинской службы удовлетворить… Обязать уволить Сайдуллаева с воинской службы в запас в связи с незаключением контракта. Взыскать с Управления СВО ВС РК в доход государства 546 тенге судебных расходов в виде государственной пошлины».
Между небом и землей
27 июня решение суда вступило в законную силу. Но приказа об увольнении в запас так и не последовало. Управление главнокомандующего СВО ВС РК не обжаловало решение суда в установленном порядке. Оно его… не поняло. 7 июля заместитель главнокомандующего подал заявление в суд с просьбой разъяснить решение суда… Терпеливо и очень простыми словами судья разъяснил генералам: «Поскольку в Законе РК «О воинской обязанности и воинской службе» отсутствует основание к увольнению в связи с незаключением контракта, то основанием к увольнению Сайдуллаева Х.А. является само решение суда в связи с незаключением контракта».
Тем не менее наши герои по-прежнему висят между небом и землей. От полетов их отстранили. Но приказа главнокомандующего об увольнении их в запас так и нет. Генералы все еще обдумывают решение суда. Изучают. Пытаются понять.
Татьяна ТЕН
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу