Опубликовано: 1900

Кто стоит за казахскими "юртами несокрушимости" в Украине

Кто стоит за казахскими "юртами несокрушимости" в Украине Фото - Личный архив Алтынбека Мустапаева

Установка "юрт несокрушимости" в Украине наделала немало шума в информационном пространстве. Журналисты поговорили с тем, кто устанавливал эти строения. 

В 2001-2005 годах Алтынбек Мустапаев был акимом Житикаринского района Костанайской области, а сейчас он – предприниматель, который ведет бизнес в Незалежной. В 2011 году Мустапаева пригласили принять участие в проектной работе в городе Виннице, передает Caravan.kz.

"Четыре года я там жил, работал в агрохолдинге. Так я попал в Украину. А потом меня пригласили друзья, и мы организовали свое предприятие в Житомирской области. Тогда я переехал в Киев. Так что я 12-й год живу в Украине", - вспоминает Мустапаев в разговоре с журналистами Forbes.kz.

Бизнесмен рассказал, что 24 февраля 2022 года он находился в Киеве со своей семьей.

"После начала войны они уехали в Алматы. Мы выехали из Киева 25 февраля, я семью отвез во Львов, потом они через Польшу уехали. Когда жена и дети уехали, мы с моим другом Арманом остались во Львове помогать нашим гражданам эвакуироваться. Через несколько недель я вернулся, и мы стали запускать простаивающее производство. В Киеве у меня остался дом...", - поведал Мустапаев.

Сейчас Алтынбек проживает в Житомирской области, на северо-западе Украины.

"Я гендиректор компании, которая занимается хранением и переработкой зерна. В свое время я закончил технологический университет в Алматы по этой специальности. У нас два элеватора и мельница, оказываем услуги по приемке, сушке, хранению зерна, производим пшеничную и ржаную муку. Предприятия расположены в городах Бердичеве и Андрушёвке. Всё побросать и убежать как бы мог - я гражданин Казахстана, но посчитал, что это неправильно", - рассказал казахстанец. 

Далее в ходе беседы Мустапаев рассказал, откуда взялась идея "юрт несокрушимости", кто участвует в проекте, за чей счет устанавливаются юрты, а также как воспринимают это сами украинцы.

"Есть такая межпарламентская группа, ее председатель – Сергей Нагорняк, депутат Верховной рады. Это его идея. Осенью, когда начались бомбежки электросетей, энергоинфраструктуры городов, в Украине открыли больше 4 тысяч "пунктов несокрушимости" – это места, где тепло, есть электричество, интернет. И Сергей предложил эту идею Даулету Нуржанову, который курирует проекты Kusto Group в Украине. Даулет спонсировал проект, привезли шесть юрт – столько вмещается в одну машину. Установили все юрты. Плюс еще наши предприниматели из Казахстана купили и привезли еще три юрты, их тоже будут устанавливать", - рассказал Мустапаев.

По его словам, средства на работу юрты выделяет казахская диаспора в Украине.

"Один из наших, Марат Дарменов, знает, как юрты собирать, быстро может это организовать. Диаспора помогает устанавливать юрты, готовить угощение – плов, баурсаки. Организовали дежурство, там с утра до вечера находятся наши люди.

Я считаю, очень хорошо, что люди туда приходят не только согреться и зарядить гаджеты, но и знакомятся с нашей культурой, внутри есть уголок с казахскими убранствами. Ребята, которые там дежурят, знают казахскую историю, могут рассказать про кочевой быт. В юрту, можно сказать, заходят, как в музей.

В юртах всегда много народа. Вы же знаете, между Казахстаном и Украиной очень тесные связи, несколько волн переселенцев из Украины жили в Казахстане, строили горные комбинаты, поднимали целину. Местные жители, когда приходят в юрту, рассказывают: мой дед жил в Казахстане, моя бабушка на целине работала, им тоже это очень интересно. Здорово, что мы через эти юрты можем показать и свою культуру, и свою поддержку – помните, какую реакцию вызвала первая юрта? Украинские друзья говорили, что поставки Himars не поднимали такого шума, как когда казахи юрту поставили (смеется). Хороший пиар для страны получился, хотя государство к этому никакого отношения не имеет", - рассказал Мустапаев.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи