Опубликовано: 370

Когда есть слаженность

Когда есть слаженность Фото - radio nor

Какими обстоятельствами определяется комплексность подхода к поддержке НПО государством в Казахстане?

Ежегодно 27 февраля в Казахстане и еще в десятках стран на шести континентах отмечается Всемирный день НПО. Впервые на международном уровне он праздновался в 2014 году, и с тех пор стал историческим днем ​​для сообщества гражданских организаций во всем мире. В Казахстане подчеркивают, что чествование их успехов создает условия для повышения потенциала и позволяет активистам получить то признание, которое они заслуживают. В этот день поздравляют НПО и волонтеров, которые тратят свое время и ресурсы на то, чтобы изменить жизнь к лучшему.

На сегодняшний день оценочное количество НПО во всем мире составляет около 10 млн, в которых трудится порядка 50 млн сотрудников. Ожидается, что к 2030 году их количество увеличится в 2 раза (соответственно, 20 млн НПО со 100 млн сотрудников). История НПО восходит как минимум к концу XVIII века, они всегда были в авангарде социальных движений и перемен. Хотя сам термин «неправительственная организация» был впервые введен в оборот только 27 февраля 1950 года в резолюции ООН, что означало международное признание гражданского сектора. НПО может быть любой организацией при условии, что она не зависит от влияния правительства и является некоммерческой. Поэтому НПО, от крупных профессиональных ассоциаций, федераций и торговых палат до небольших благотворительных районных организаций, представляющих собой микс из множества интересов, отраслей и видов деятельности, также называют третьим сектором.

С каждым годом роль гражданского общества в Казахстане и в мире меняется. Если в 1990-2000-х годах оно рассматривалось как необходимый элемент демократии, то в современных условиях НПО становятся полноправными субъектами правоотношений, создания, разработки и внедрения общественных инициатив на государственном уровне.

Принципы и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества уже апробированы и внедрены во многих странах, где стали важной традицией внутриполитической жизни. Деятельность НПО серьезно помогает в решении ряда социальных проблем. Большое значение в этом деле имеют партнерские отношения между властью и третьим сектором. Одна из главных задач государства во взаимодействии с НПО – укрепление их роли в решении вопросов социальной сферы. НПО призваны не только быть посредниками между государством и обществом, налаживать конструктивный диалог и активизировать гражданское участие в решении ключевых общественных проблем, но и реализовывать собственные социальные проекты.

Власть все больше видит в НПО союзника, знания, опыт и связи которого можно использовать с выгодой для всех. В условиях современного инфократического общества государство постепенно уходит из некоторых областей своей традиционной деятельности, делегируя соответствующие функции некоммерческому сектору. Он способен принимать активное участие в решении социальных проблем на местах, в ряде случаев брать на себя ответственность по удовлетворению определенных нужд населения, а значит, успешно выполняет функцию по регулированию напряженности в обществе.

В последние годы Казахстан проводит вполне отчетливую политику поддержки НПО. Крупный блок принятых мер складывается в комплексный подход, представляющий серьезную инновацию в практике государственного управления и способную оказать влияние на развитие существенной части неправительственного сектора. Обращает на себя внимание и то, что государственная поддержка отвечает чаяниям НПО. Они готовы совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественно важные программы, оказывать ей помощь в ее планах и начинаниях, многие из них уже имеют опыт взаимодействия с государственными органами.

Ключевым компонентом сотрудничества является демонстрация сравнительных преимуществ НПО в роли поставщиков социальных услуг в сопоставлении с выполнением аналогичных функций государственными учреждениями или коммерческими организациями. В политологии взаимодействие власти и НПО отражает теория «непрямого государственного управления» (New Governance Theory). В развитых странах такая система давно и хорошо работает. В частности, доля заработанных НПО доходов там может достигать до 20% ВВП, а количество занятых - около 30% от трудоспособного населения. Например, в Финляндии на сегодняшний день действует порядка 100 тысяч НПО, в деятельности которых участвует более 80% населения всей страны, составляющего примерно 5,5 млн человек. Многие являются членами сразу нескольких организаций. По показателю участия в общественной деятельности финны занимают одно из ведущих мест в мире.

Справедливости ради надо заметить, что зарубежная практика межсекторного партнерства для Казахстана пока еще является ориентиром. Ряд проблем еще требует своего решения. Для многих отечественных НПО характерны неустойчивость и недостаточность экономической базы. Их финансирование носит, как правило, ограниченный по масштабам и по времени характер. Государственные учреждения в этом смысле имеют преимущества перед НПО, так как их финансирование обеспечивается за счет бюджета.

В НПО существует проблема временных лагов между расходами на ведение деятельности и выделением грантов, что приводит к возникновению кассового разрыва. Даже если они имеют несколько источников финансирования, принципиально это проблему не решает, так как типичные условия получения средств НПО подразумевают запрет на их перераспределение между проектами. Грантовое финансирование зачастую предполагает также запрет на включение в бюджет проекта общеорганизационных накладных расходов, хотя третий сектор несет такие затраты. Есть сложности с трудовыми ресурсами в лице постоянных сотрудников НПО. Как правило, многие из них, как говорится в поговорке, «и швец, и на дуде игрец». Социологические опросы показывают, что среди казахстанцев, особенно молодежи, не сформировалась положительная установка на занятость в НПО. Большинство желающих хотят трудиться на государственной службе, на крупном предприятии или иметь собственный бизнес. Уровень заработков сотрудников НПО, как известно, оставляет желать лучшего.

Но Казахстан двигается в правильном направлении. Во-первых, в 2020 году «благодаря» пандемии коронавируса во всем мире произошли масштабные изменения, касающиеся деятельности НПО. Существенно укрепился их статус как субъекта социальной политики, чему способствовали некоторые перемены, подиктованные условиями глобального кризиса. Еще в апреле минувшего года эксперты ООН призвали государства не прибегать к серьезным ограничениям деятельности гражданского общества в условиях карантинных мер, введенных в связи с COVID-19. Было заявлено, что без участия гражданского общества правительства не справятся с пандемией. В результате деятельность НПО стала более популярной среди широких масс населения, отчего возросло количество членов данных организаций, волонтеров и их профессионализм. Кроме того, отвечая на современные вызовы, государственные структуры активно взялись за разработку и внедрение механизмов, поддерживающих и стимулирующих социально ориентированные НПО.

В Казахстане к тому же сработал дар политического предвидения, оказавшийся у руководства страны. 2020 год, объявленный Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым еще до пандемии Годом волонтера дал мощный импульс развитию масштабного движения волонтеров по всей республике. Более 45 тысяч волонтеров и 3 тысячи оранизаций зарегистрировались на единой платформе QazVolunteer. В борьбе с пандемией коронавируса во всех регионах страны участвовало порядка 123 тысяч волонтеров. Помощь сумели оказать более чем 1 млн человек.

В целом, 2020 год был насыщенным для гражданского общества страны. Стратегическим документом в этой сфере стала Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года, включающая новый вектор развития неправительственного сектора. Благотворительность и волонтерство приняли общенациональный масштаб и стали социальной нормой.

За 30 лет независимости в Казахстане были созданы десятки тысяч НПО. Все это время они поднимали важные вопросы, волновавшие общество и защищавшие интересы простых граждан. Как социальный институт, гражданский сектор в Казахстане давно сформировался, получил легитимность и свою нишу в системе государственного устройства. Динамичное развитие НПО сыграло важную роль в политической модернизации Казахстана. От слаженности работы государства и общества всегда зависит реализация ключевых направлений развития страны.

Три десятилетия назад перед Казахстаном стояла проблема создания и совершенствования гражданского общества. Цель, поставленная Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, была принципиальной. «Для нас сегодня уже не существует альтернативы – демократия или тоталитаризм. Наш выбор уже определен, цель обозначена», - подчеркнул он в 1995 году. Известный советский и российский историк Рой Медведев в своей книге «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект» отмечает, что Первый Президент использовал все возможности начавшей развиваться казахстанской демократии, в результате чего были накоплены опыт и традиции. Было создано профессиональное и активное сообщество НПО. «Острая критика властных структур, - подчеркивает он, - не только помогла улучшению работы органов власти, но и привела к укреплению власти президента Нурсултана Назарбаева. В этом нет никакого противоречия и парадокса. Критиковать власть – это одна профессия, а управлять государством – другая, причем гораздо более сложная, профессия».

На заре независимости в стране работали лишь несколько десятков НПО. Многие запомнились критикой происходящих реформ и процессов, но зато в качестве первопроходцев сумели задать себе и своим последователям определенную профессиональную планку. Ряд из них существуют и эффективно работают до сих пор. Раньше НПО финансировались только за счет средств иностранных фондов, различных социально-политических групп и меценатов. Со временем неправительственный сектор продолжил развиваться пользуясь поддержкой государства благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева, а затем Президента Касым-Жомарта Токаева.

Гражданское общество стало реальным действенным партнером государства в сохранении и стабильности общественного согласия, решения актуальных вопросов в развитии страны, власть декларирует возможности для этого. Касым-Жомарт Токаев особо отметил это в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». «Мы взяли курс на строительство «слышащего государства», - отметил он. - Как я уже сказал, суть данного подхода не просто в ситуативном реагировании госорганов на ежедневные проблемы населения. Это, прежде всего, постоянный диалог власти и общества».

В настоящее время в стране зарегистрировано более 22 тысяч НПО. К сожалению, часть из них действует неактивно. При этом на декабрь 2011 года в Министерстве юстиции РК было зарегистрированно более 36 тысяч организаций. Однако ревизия, проведенная в 2016 году, способствовала сокращению численности НПО (выяснилось, что значительная их часть не замечена в работе и существует лишь на бумаге). Сегодня, благодаря действиям команды Министерства информации и общественного развития РК под руководством Аиды Балаевой ситуация в этом и других вопросах становится более четкой и ясной, работа продолжается.

Повестка дня в налаживании межсекторного партнерства в Казахстане еще далеко еще не исчерпана. Проводится комплексная работа, выделяются государственные гранты, заказы и премии для НПО. На уровне Президента сформулирована основная цель государственной политики в области содействия развитию благотворительной и волонтерской деятельности. Особое значение имеет предотвращение чрезмерного нагромождения административных барьеров на пути доступа к государственной поддержке НПО. Содействие распространению принципов добросовестного управления, наработанных в зарубежной практике, является действенным способом удержания административных барьеров на приемлемом уровне без снижения эффективности государственного контроля над расходованием выделенных бюджетных средств.

Большие надежды возлагаются на разрабатываемый и обсуждаемый законопроект «Об общественном контроле», где предусмотрен механизм участия и вовлечение общественности, в том числе и экспертное решение общественно-значимых вопросов общества. Нормы принимаемого закона позволят усилить открытость и подотчетность государственного и квазигосударственного секторов. Закон планируется принять в 2021 году.

Государство должно, по мере своей возможности, оказывать поддержку всему разнообразию форм гражданского участия с целью укрепления социального капитала страны. От проблем других людей сложнее отвернуться, если их объединяют основанные на общем опыте и интересе связи. В последние годы формируется новая, альтернативная традиционному облику общественных организаций, виртуальная форма самоорганизации в социальных сетях. Такие организационные формы, как и интересы, вокруг которых они создаются, могут указывать на их непредсказуемость и общественные колебания. Будущее покажет, сможет ли из соцсетей вырасти новый вид конкурентоспособной общественной деятельности.

Эдуард Полетаев

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи