Опубликовано: 12300

Казахстанских чиновников не волнует, сколько погибло лебедей во льдах

Казахстанских чиновников не волнует, сколько погибло лебедей во льдах Фото - Caravan.kz

Десятки мертвых лебедей были обнаружены на некогда знаменитом озере Караколь в Мангыстауской области. Выяснилось, что птицы погибли всего в 10 километрах от Актау, однако местные уполномоченные органы, впрочем, как и всегда, узнали о случившемся от местных жителей.

Западный Казахстан всегда служил своеобразной лакмусовой бумажкой для экологической составляющей не только местного биоразнообразия, но и прилегающих регионов. А в предыдущие несколько лет – особенно. Это и периодическая гибель тюленей, это и замерзающие во льдах местных водоемов сайгаки, это и ядовитые хвостохранилища, разбросанные по территории региона и убивающие все живое на много километров вокруг вот уже не один десяток лет, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

Что уж говорить о браконьерстве на редчайших эндемиков Казахстана и животных, числящихся в списке исчезающих с лица планеты и обитающих только на территории республики, но которым не помогает выжить даже их краснокнижный статус.

На сей раз пополнившими число погибших представителей фауны Мангыстау оказались лебеди. Местные экологи поспешили успокоить: это были лебеди-шипуны, то есть те, кто не занесен в Красную книгу. Но на вопрос, почему погибло столь большое их количество, ответить не смогли. Впрочем, даже представители Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК изначально не владели информацией о точном количестве погибших птиц. А это говорит только об одном – экология региона находится «на задворках», и всерьез ею тут не занимается никто.

Между тем озеро Караколь является одной из стоянок на пути перелетов для целого ряда пернатых, и потому было введено в состав Карагие-Каракольского государственного зоологического заказника, приняв статус особо охраняемой природной территории. Так что помимо лебедя-шипуна здесь обитают баклан, выпь, цапля, утка, чайки, кулики и множество других птиц, многие из которых входят в Красную книгу мира. Кстати, любопытно, что никто из них – а селится их на озере великое множество - не был обнаружен мертвым. Только лебеди-шипуны. Причем на видео видно, что при поверхностном осмотре внешне тушки погибших лебедей серьезно повреждены. Может быть, поэтому специалисты Департамента экологии, Управления ветеринарии и Управления сельского хозяйства Мангистауской области и даже экологи ТОО «МАЭК-Казатомпром», которые специально приехали на место гибели птиц, произвели забор биоматериала для отправки в Алматы на лабораторный анализ в Институт микробиологии и вирусологии. То есть в данном случае получается, что нельзя все-таки исключать серьезный эпидемиологический фактор? Иначе, если бы лебеди просто погибли, как местные исполнительные органы наперебой начали утверждать, от «морозов и отсутствия корма», их бы просто утилизировали. Да и, согласитесь, от таких факторов может погибнуть одна, две, десять птиц, но не десятки особей. Да и то это неполные данные, а конкретика так до сих пор и не донесена до общественности – погибших от неизвестных факторов лебедей может оказаться и больше.

И то, что на их гибель в Мангыстау не могли повлиять морозы, которые, согласно данным местных специалистов, достигали минус 15 градусов по Цельсию, подтвердил и российский орнитолог, кандидат биологических наук Егор Лыков. По его словам «лебеди способны в течение длительного времени благополучно переносить приведенную температуру». Главное, не сгонять птиц с насиженных мест, заставляя их нервничать и терять драгоценную энергию.

И еще один момент, который говорит в пользу этого довода – озеро Караколь является рукотворным водоемом и соединено с морем. Вода в нем теплее морской, что способствует круглогодичному привлечению большого количества живых организмов.

Когда-то, полвека назад, первыми обитателями Караколя стали водоросли, фито- и зоопланктон, затем появились рачки, рыба. Берега и многочисленные острова обросли тростником. И сегодня мелководный водоем постепенно превратился в водно-болотное угодье с богатой кормовой базой. То есть от того же голода лебеди также умереть не могли никак.

Зато известно, что водоем, по сути, является прудом-охладителем. И это не может не настораживать. Дело в том, что в него сливается разогретая после охлаждения энергетического оборудования тепловых станций ТОО «МАЭК-Казатомпром» морская вода. Далее она поступает через сбросной канал обратно в Каспийское море. А вот каков был состав этой воды, которую предприятие начало сбрасывать в предыдущие несколько дней? Могла ли она стать катализатором гибели сотни лебедей, оказавшихся восприимчивыми к какому-то ее неожиданно-вредному компоненту? И которая затем далее была спокойно сброшена в Каспийское море.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи