Казахстанский ученый вместе со школьницей кормил крыс шоколадом и поил какао: результаты эксперимента вас поразят Фото - архив Болатбека Жаксымова

Ученый Института генетики и физиологии Болатбек ЖАКСЫМОВ вместе со своей ученицей, учащейся алматинской школы-гимназии № 168 им. К. Катыкбаевой Мадиной БЕРИКБАЕВОЙ, провели уникальный эксперимент.

Они изучали, как какао влияет на память, биохимические показатели крови лабораторных крыс. Грызунов, чей геном на 90 процентов схож с человеческим, щедро поили какао, кормили шоколадом.

Корреспондент медиапортала Caravan.kz выясняла подробности и результаты исследования, которые, между прочим, отправятся в качестве рекомендаций в управления образования и Министерство просвещения.

Способные и быстро размножаются

Это первая совместная работа школьников и НИИ, она проходила с апреля по октябрь. Такая работа повышает интерес к науке у подростков, позволяет стать частью увлекательного исследования, - говорит теперь уже бывший школьный учитель биологии, старший научный сотрудник лаборатории экологической физиологии человека и животных Болатбек Жаксымов. - Проект прошел отбор на районном, городском уровнях, теперь мы с моей ученицей, учащейся 9 класса Мадиной Берикбаевой, будем защищать его на республиканском уровнеЖелезные люди: как кобальт, никель и другие металлы оказались на столе у сельчан

14-летняя Мадина рассказала, что любовь к биологии пришла благодаря Болатбеку Исаевичу - настолько насыщенными были уроки, презентации, игры. Она - постоянная участница республиканских олимпиад и свое будущее связывает с биологией, химией, анатомией. Мечтает получить профессию врача-стоматолога. Все летние каникулы школьница провела в стенах лаборатории НИИ генетики и физиологии, изучая поведение крыс. Считает, эксперимент удался!

Интересуюсь: почему в качестве моделей выбрали именно крыс?

Геномы человека и крысы совпадают на 90%, - говорит руководитель проекта Болатбек Жаксымов. - Более того, почти все человеческие гены, ответственные за возникновение разных болезней, имеют соответствующие аналоги в крысином геноме.

Крысы дешевле, чем кролики и другие животные, их легко содержать. Они быстро размножаются, так что мы можем увидеть результаты эксперимента сразу на трех поколениях за короткий период. Если взять другое существо, то рождения трех поколений придется ждать годами. И потом, крысы способные, хорошо соображают.

От шоколада не толстеют!

В этой работе исследователи изучали особенности воздействия какао на свойства памяти, используя методы, отслеживающие активность высшей нервной деятельности (ВНД). Также оценивали влияние какао на уровень глюкозы и холестерина в крови при помощи тестов.

При исследовании полезных свойств какао использовали какао-напиток и темный шоколад с 82(!)-процентным содержанием какао-бобов. Крыс поделили на две группы, в каждой по пять особей. По словам ученого , участники группы, которую поили какао - напитком без сахара, молока, периодически отказывались от угощения. Зато другая ждала горький шоколад и набрасывалась на лакомство, уничтожая его за считанные минуты.

- Мы использовали тесты «Открытое поле», «Водный лабиринт Морриса», «Сложный лабиринт» для исследования высшей нервной деятельности в двух группах. Кроме того, делали анализ биохимического состава крови с помощью биохимического прибора A-25 Biosystems (Испания), управляемого компьютерной программой, по стандартной методике тестового комплекта, - продолжает ученый. – Так, в «Водном лабиринте Морриса» модель должна найти в емкости с водой платформу, островок. Вода с добавлением молока, чтобы грызун не видел, куда мы спрятали островок. Молоко считается безвредным. Мы засекали время, за сколько секунд крыса найдет платформу.

Также пускали крыс в лабиринт, и через несколько дней некоторые без ошибок находили выход. Заметили: после поедания шоколада крысы показывали более лучшие результаты!

Биохимический анализ крови показал уровень глюкозы, холестерина, гемоглобина. Бытует мнение, что если употреблять каждый день шоколад, то повышается уровень глюкозы в крови, может быть сахарный диабет. Но у крыс, которым на протяжении 21 дня давали шоколад, не было повышения глюкозы, а холестерин даже стал ниже, чем до начала эксперимента. Увеличился процент содержания гемоглобина в крови. Участники исследования взвешивали крыс до и после эксперимента. Удивительный результат: вес нормализовался в группе, поедающей шоколад. Зато в группе, употребляющий какао-напиток, шла прибавка в весе, так как грызуны не пили его постоянно.

А может, дети будут лучше учиться?

В результате эксперимента исследователи убедились: какао является источником полезных питательных веществ и витаминов, микроэлементов для организма.

Какао, шоколад содержат флавоноиды – растительные пигменты, при попадании в организм активируют работу ферментов , защищают его от болезней, преждевременного старения. Флавоноиды содержатся во многих овощах, фруктах, ягодах (чернике, цитрусовых, красном луке), зеленом чае, шоколаде и других.

Повышают мыслительные способности и улучшают память, снижают уровень тревожности, нервозности, повышают активность. Увеличивают количество гемоглобина в крови на 1,8-3,8 % и приводят к увеличению транспорта кислорода по сосудам. Помогают поддерживать и корректировать вес. Улучшают настроение и тормозят процессы старения в организме.

А еще ученые давно установили: шоколад, какао поднимают тонус, заменяют перекус и доставляют много радости!

Когда я начал эксперимент с крысами, ежедневно стал съедать по 20 граммов 80-процентного шоколада. У меня все отлично - и самочувствие, и настроение, – говорит ученый. “Покупателю все равно, из кого жарить котлеты – ангуса или коровы-”дворняги”

Коллега по проекту Мадина рассказала, что утром перед школой обязательно выпивает чашку какао, ест шоколад, потому всегда активна на уроках. Ее вкусную «слабость» поддерживает и мама, Жанар ДЮСЕНОВА, которая считает: детям обязательно нужно давать хороший шоколад.

На основе исследовательской работы в международном журнале «Казахстанская высшая школа» (ВШК) опубликована статья «Изучение благотворного влияния какао на память крыс».

А для казахстанских школ составлены рекомендации: с учетом индивидуальных показателей учащихся (переносимость продукта, отсутствие аллергии) давать каждому ученику по 20-30 граммов черного шоколада (70-80 %) в день, или заменить его стаканом (200 мл) какао-напитка – для повышения мыслительных процессов , улучшения когнитивных функций (совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью) .

В планах у сотрудника Института генетики и физиологии Болатбека Жаксымова при наличии финансирования провести еще один эксперимент - «Крысиный рай», что очень актуально для современного общества.