"Казахстан может принять активное участие в деэскалации международных конфликтов" - политолог - Караван
  • $ 493.85
  • 519.04
-8 °C
Алматы
2024 Год
14 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Казахстан может принять активное участие в деэскалации международных конфликтов" - политолог

"Казахстан может принять активное участие в деэскалации международных конфликтов" - политолог

Теперь деятельность Инвестиционного штаба будет нацелена на своевременную и беспрепятственную реализацию проектов. Штаб получил право разрабатывать нормативные правовые акты, имеющие силу закона. Крайне важно то, что штаб наделён полномочиями принимать решения, обязательные к исполнению госорганами и нацкомпаниями. Эти меры призваны содействовать улучшению инвестиционного климата в стране. Все члены Инвестиционного штаба несут персональную ответственность за эту работу. Такое заявление сделал Президент, выступая перед участниками церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз». Какие изменения произошли в республике за последний год, связанные с развитием международных отношений? Эти и другие вопросы обсудили в интервью с руководителем Института Евразийской политики Максимом Крамаренко.

  • 4 Января
  • 3592
Фото - Caravan.kz

— Максим Борисович, давайте вспомним уходящий год, по Вашему мнению, с какими государствами Казахстан усилил партнёрство?

Казахстан в этом году был нарасхват. Президент Токаев провёл очные встречи с лидерами трёх сверхдержав, определяющих международную повестку. Речь идет о США, Китае и России. С каждой из этих стран, удалось не только сохранить дружественные отношения, но также достигнуть договорённости по дальнейшему развитию сотрудничества в различных сферах. И это при том, что Россия и Китай являются для США геополитическими конкурентами.

Были у Касым-Жомарта Токаева встречи с лидерами и других стран. Например, с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который также претендует войти в «клуб президентов сверхдержав», и в настоящее время, действительно, оказывает сильное влияние на формирование региональной повестки. В первую очередь, за счёт созданного по его инициативе тюркского интеграционного объединения.

Германия, Франция, наши ближние соседи по Центральной Азии и лидеры ряда других государств результативно контактировали в этом году с лидером Казахстана, заключая новые договорённости по развитию сотрудничества, что указывает на рост авторитета республики на международной арене и повышение его коннектного потенциала (способности «связывать» между собой другие государства). Причём речь в данном случае идет больше не о выгодном географическом положении республики, благодаря чему многие торговые пути по направлениям восток-запад и север-юг могут пройти через нашу страну, принося соответствующую экономическую выгоду, коннектный потенциал Казахстана включает в себя и объём наработанных внешнеполитических инструментов (участие в дву- и/или многосторонних договорах; реализация инициатив международного значения; участие в межгосударственных структурах и интеграционных проектах), позволяющих обеспечивать взаимодействие между различными субъектами международных отношений. Соответственно, дальнейшее расширение возможностей Казахстана в этом направлении, позволяет ему играть более важные роли на международной арене, становясь одним из главных элементов интеграционных  процессов на большом евразийском пространстве.  Конечно, сейчас в условиях геополитической турбулентности «связывать» различные интеграционные проекты в один мегапроект тяжело. Но, имея хорошие отношения со всеми, Казахстан, думаю, может принять активное участие в деэскалации международных конфликтов, напоминая противоборствующим сторонам о том, что торговать лучше, чем воевать.

— А как развивались отношения нашей республики со странами Центральной Азии?

Казахстан заинтересован в развитии интеграционных процессов в регионе Центральной Азии. Во-первых, в целях обеспечения региональной безопасности, ведь развитие экономической кооперации с приграничными странами будет способствовать сохранению высокого уровня добрососедства с ними, и соответственно, снижению конфликтности. Во-вторых, географическое положение нашей республики создает реальные возможности для превращения её в транспортно-логистическую державу. Но для этого необходимо развивать логистическое партнёрство с ближайшими партнёрами, через территории которых к нам будут заходить товарные пути. Так, уже сейчас развёрнуто строительство индустриально-логистического центра на границе с Кыргызстаном. Аналогичные центры должны появиться на границе с Узбекистаном. В этом году Астана заключила соглашение с Ашхабадом — о совместном развитии транспортного коридора из Китая в Иран через территорию двух государств.  С Таджикистаном, с которым у нас нет общей границы, продолжают развиваться торгово-экономические отношения. По итогам прошлого года Казахстан занял второе место среди торговых партнёров Таджикистана, доведя товарооборот до 1,5 млрд долларов США. Кроме этого, таджикские товары идут в Иран и Закавказье через территорию Казахстана. Соответственно, в-третьих, Казахстан помимо регионального транспортного хаба становится одним из центров интеграции Большой Евразии, по крайней мере, в Центральной Азии, а это создает для нас потенциальные возможности формировать региональную повестку.

— Какими Вы видите перспективы развития сотрудничества Казахстана с другими государствами в рамках деятельности различных международных организаций?

Казахстан является участником различных международных организаций. Говоря о перспективах республики в международной политике, наверное, стоит обратить внимание на структуры, в которых она будет председательствовать в следующем году. Во-первых, это ШОС, где наше председательство началось с лета текущего года, и закончиться в июне следующего. На предстоящем в следующем году саммите ШОС в Казахстане предполагается принятие Стратегии развития ШОС до 2035 года и Концепции совершенствования её деятельности. В июле текущего года Касым-Жомарт Токаев раскритиковал ШОС, обратив внимание на то, что за 20 лет существования организации не было реализовано ни одного крупного проекта. Сейчас, председательствуя в этой организации, у нас появилась возможность сформировать проекты документов, в которых будут предложения по оптимизации и конкретизации её деятельности. Будем надеяться, что Казахстану удастся в период своего председательства, реализовать идею К. Токаева по созданию инвестиционного фонда, средства которого будут использоваться как раз для реализации крупных проектов в рамках ШОС. Также республика планирует на площадке Организации реализовать инициативы по углублению связей в сфере экономики и торговли, по углублению сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, и по укреплению потенциала в вопросах обеспечения безопасности и стабильности на пространстве ШОС. Кроме этого, Казахстан поставил задачу по расширению ШОС, и есть большая вероятность, что в 2024 году к организации добавятся ещё две страны – Монголия и Беларусь.

Во-вторых, наша республика будет в следующем году председательствовать в ЦАРЭС — Программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества. Эта международная интеграционная структура в настоящее время включает в себя 11 государств: Азербайджан, Афганистан, Грузия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Цель ЦАРЭС – возрождение Великого Шёлкового пути, благодаря чему должна усилиться включённость стран Центральной Азии в макрорегиональные экономические отношения. В ряде материалов, посвященных этой Программе, отмечается, что она, якобы, направлена также на снижение взаимосвязанности стран Центральной Азии с Россией. Но, некоторые эксперты обращали внимание, что политические элиты центральноазиатской пятерки преследуют свои цели в этом объединении – использовать ресурсы внешних инвесторов для повышения интенсивности интеграционных процессов между собой. Председательство Казахстана в этой Программе, скорее всего, будет направлено на реализацию своих внешнеполитических целей, которые мы уже озвучивали – преобразование Казахстана в транспортно-логистическую державу. Известно, что ЦАРЭС было создано по инициативе Азиатского банка развития, и в настоящее время пользуется поддержкой ряда международных финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития, программа развития ООН, группа ВБ и МВФ. Это обстоятельство является хорошей возможностью по привлечению ресурсов для реализации своих интересов в ключе восстановления Великого Шёлкового пути.

В-третьих, Казахстан принял председательство в Организации Тюркских государств на 2024 год. На состоявшемся 3 ноября юбилейном десятом саммите ОТГ, Касым-Жомарт Токаев обозначил восемь приоритетов, которыми будет руководствоваться республика, возглавляя ОТГ в следующем году, зашифровав их в девиз: «TURKTIME!». То есть это: традиции (Traditions), унификация (Unification), реформы (Reforms), знания (Knowledge), доверие (Trust), инвестиции (Investments), медиация (Mediation) и энергия (Energy). Президент Казахстана в своем выступлении на саммите тогда призвал строить Тюркский Мир, сохраняя традиции, основанные на общей истории и культуре, языке и менталитете тюркских народов. Под унификацией Токаев понимает переход на общие стандарты и терминологию. Под реформами – дальнейшую оптимизацию ОТГ. Знания – развитие сотрудничества в области образования и науки. Доверие и инвестиции – сами говорят за себя. Ну, а медиация, по мнению К. Токаева, должна заключатся в том, чтобы ОТГ принимала активное участие в разрешении различных международных конфликтов.  В связи с чем, необходимо неукоснительно следовать нормам международного права, выработанным ООН, но с другой стороны настало и время реформирования СБ ООН, в который должны, по мнению президента Казахстана, войти страны Глобального Юга. Восьмой приоритет – энергия – направлен на развитие новых источников энергии, усиления сотрудничества стран ОТГ в энергетической сфере, в том числе и «зеленной энергетики». Здесь следует обратить внимание, что председательство в этих трёх организациях позволяет Казахстану более интенсивно лоббировать развитие так называемого «срединного коридора», который должен стать каркасом преобразования Казахстана в транспортно-логистическую державу. В этом году наша республика использовала любую возможность на различных международных площадках, чтобы убедить своих партнёров в важности и перспективности развития этого маршрута. В следующем году Казахстан, вероятнее всего, сконцентрирует усилия на привлечение инвестиций в развитие «срединного коридора».

Ну, и, в-четвертых, республика будет в следующем году председательствовать в ОДКБ. Казахстан намерен, возглавляя эту Организацию, направить усилия на противодействие транснациональным угрозам, в первую очередь здесь подразумевается вся афганская проблематика: распространение с территории этой страны терроризма, экстремизма, оружия и наркотиков. Что также, опосредованно, связано с необходимостью защищать экономические интересы стран, готовых использовать товарно-транспортные маршруты, пролегающие через территорию нашей республики. С этой же целью планируется, что ОДКБ под председательством Казахстана, будет развивать взаимодействие с такими международные объединениями как ШОС, СНГ и ЕАЭС.

— Касым-Жомарт Токаев поручил провести референдум по строительству АЭС. Как Вы оцениваете эту инициативу? Необходима ли нам атомная электростанция? В случае реализации проекта, отразится ли это на увеличении объёма привлечения иностранных инвестиций?

Как мне кажется, совсем не прагматично, что Казахстан, производя около 40% мировой добычи урана, не имеет до сих пор своей АЭС. Можно сказать, что решение о строительстве атомной электростанции нужно было принять раньше, лет так 10-15 назад.  Добывать электричество, сжигая уголь, возможно дешевле, но никто ещё не оценил, нанесенный этим вред экологии. АЭС же считается наиболее безопасным для экологии способом производства электроэнергии. Есть, конечно, возобновляемые источники энергии, производящие её от ветра и солнца, но наряду с их экологической эффективностью, имеются  и отрицательные факторы: непостоянство производства энергии (в условиях безветрия или тёмного времени суток), необходимость хранения произведенной энергии (дополнительные расходы на её аккумуляцию) и более низкий КПД в сравнении с тем же, угольно-газовым способом производства электричества.

Принятие решения путём проведения референдума о строительстве АЭС, конечно, обосновано. Народ должен сам определиться по этому вопросу. В условиях той же пресловутой геополитической турбулентности есть ряд государств, стремящихся оказать влияние на общественные настроения в Казахстане, поэтому любое принятое решение руководством страны могут «вывернуть» наизнанку, представив его как антинародное. В данном случае, Токаев поступает мудро, обозначив в текущем году в Послании к народу, что развитие атомной энергетики стало особо важным экономическим и политическим вопросом, но в тоже время предоставляет народу Казахстана самому принять важное решение. При этом необходимо понимать, что, если мы сделаем выбор в пользу «мирного атома», то кроме строительства АЭС, и, соответственно, появления у нас новых рабочих мест, этот проект окажет мощнейшее влияние и на развитие соответствующих отраслей науки. Ведь нам потребуются собственные специалисты в сфере ядерной энергетики, что приведёт к формированию соответствующих научных школ. В итоге, Казахстан станет полноправным членом клуба «стран с атомной энергетикой». Понятно, что строительство АЭС – проект не дешёвый. В настоящее время озвучивается сумма от 10 до 15 млрд долларов США, поэтому, несомненно, потребуется привлечение финансовых средств. Кто и как проинвестирует проект, во многом будет зависеть от выбора нами подрядчика. К примеру, вряд ли российские инвесторы захотят вкладываться в строительство АЭС, где подрядчиком выступит французская фирма, и наоборот. К тому же, рассматривается вариант, что сам подрядчик будет искать инвестиции, необходимые для возведения станции. Но самое главное нам сейчас важно определиться на референдуме – нужна ли нам АЭС?