"Казахстан для Турции - ключевой партнер, союзник и братская страна". Интервью с турецким экспертом - Караван
  • $ 522.38
  • 612.6
+4 °C
Алматы
2025 Год
13 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Казахстан для Турции - ключевой партнер, союзник и братская страна". Интервью с турецким экспертом

"Казахстан для Турции - ключевой партнер, союзник и братская страна". Интервью с турецким экспертом

Турецкий эксперт, кандидат политических наук, независимый аналитик по турецко-российским и международным отношениям Керим Хас оценил визит президента Казахстана в Анкару. За торжественным приёмом и вручением высшей государственной награды стоят не только символы дружбы, но и конкретные договорённости: расширение безвизового режима, сотрудничество в энергетике, военной промышленности и логистике.

  • 30 Июля
  • 65
Изображение сгенерировано нейросетью

По мнению аналитика, сближение двух стран выходит за рамки двусторонней повестки, влияя на обстановку во всем регионе. Подробнее об итогах визита президента Токаева в Турецкую Республику – в интервью с экспертом. 

— Как вы оцениваете значение официального визита президента Токаева в Турцию?

– Значение этого визита действительно важное и многоплановое. Он состоялся в рамках заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Казахстаном и Турцией и стал подтверждением институционализации двусторонних отношений. Это крайне важный этап. Лидеры двух стран вместе со своими делегациями на высоком уровне провели содержательные переговоры. Причём речь шла не только о двустороннем сотрудничестве, но и о региональном контексте.

Казахстан и Турция — два ключевые государства в тюркском мире и в рамках Организации тюркских государств. Турция, с её связями с Европой, Россией, Ближним Востоком и постсоветским пространством, представляет собой важные ворота для Казахстана в западном направлении — своего рода мост в Европу. В то же время для Турции Казахстан является самым важным стратегическим партнером в Центральной Азии, что имеет значение для поддержания контактов не только с Россией, но и с Китаем. Поэтому такие встречи лидеров дают результаты не только на уровне двусторонней повестки, но и в более широком региональном контексте. Я оцениваю значение этого визита как очень высокое.

— В честь приезда президенту Казахстана был оказан торжественный прием в Анкаре, из аэропорта президенты выехали на одной машине. Касым-Жомарт Токаев был награжден высшей государственной наградой Турецкой Республики – орденом Devlet Nişanı. Что эти жесты говорят о личных взаимоотношениях политиков Токаева и Эрдогана?

— Я вижу, что между Токаевым и Эрдоганом есть «химия» и взаимопонимание. Но стоит подчеркнуть, что и предыдущие лидеры обеих стран поддерживали казахско-турецкие отношения на высоком уровне. Эти связи всегда были стратегическими. Безусловно, личная симпатия играет позитивную роль, но устойчивость партнёрства обусловлена не только этим.

За последние шесть лет президенты встречались около 15 раз — это очень высокий темп. Особенно с созданием Тюркского совета и его трансформацией в ОТГ частота контактов между лидерами заметно возросла. Я помню редкие случаи, когда президент Эрдоган лично встречал в аэропорту зарубежных лидеров, как он встретил президента Казахстана и сопровождал его в одной машине до президентского дворца — такое бывает крайне редко. Что касается ордена Devlet Nişanı — он вручается далеко не всем государственным деятелям.

Все эти символические знаки показывают, на каком уровне сейчас находятся казахстанско-турецкие отношения. Я уверен, такой темп взаимодействия сохранится, сближение будет продолжаться. У стран много общих интересов и схожее видение региональных процессов. Личное взаимопонимание лидеров даёт импульс двусторонним отношениям, но, с другой стороны, это и большой вклад в развитие общей обстановки в региональном контексте. 

—  Какие сферы и направления сотрудничества были в центре внимания переговоров президентов Токаева и Эрдогана?

— Основной акцент был сделан на торгово-экономическое сотрудничество и развитие Срединного коридора. Мы видим, что в условиях продолжающегося конфликта в Украине Северный маршрут из Китая в Европу фактически прекращен, а морской — сталкивается с рядом проблем. На этом фоне активизация Срединного коридора, проходящего через Китай, Центральную Азию, Каспий, Южный Кавказ и Турцию в Европу, становится особенно актуальной. Этот коридор проходит через важнейшие рынки во всех этих регионах, поэтому для поддержания китайско-европейских торгово-экономических отношений не только Турция, но и Казахстан, а также Азербайджан, находятся в стратегическим положении. Срединный коридор интересен Китаю, но в большей степени эти интересы совпадают с интересами тюркских государств. Развитие торгово-экономических отношений в этом коридоре – одна из важнейших тем в ходе визита Токаева в Турцию.

В этом контексте стоит отметить и политические нюансы. Турция и Азербайджан настаивают на открытии Зангезурского коридора, что усилило бы возможности Срединного маршрута. Казахстан, с одной стороны поддерживает близкие и стратегические отношения с Азербайджаном, с другой стороны, у Казахстана есть позитивные отношения с Ереваном: только в прошлом году президент Токаев посетил Армению. Стабильный Южный Кавказ —  в интересах Казахстана. Я имею в виду, что возможность открытия Зангезурского коридора и активизация дискуссий по этому вопросу – тоже дают Турции и Казахстану возможность развивать Срединный коридор и получить свои дивиденды через общую политику на Южном Кавказе.

Сегодня товарооборот между Казахстаном и Турцией составляет около 5 млрд долларов, что не так много, учитывая потенциал. У ОТГ большой экономический ресурс, и страны взаимодополняют друг друга: у Центральной Азии есть энергоресурсы, у Турции — развитая логистика и технологии. Особенно важен вопрос энергетики. На фоне нынешней конфронтационной обстановки между Россией и Западом и ужесточения западных санкций против России для Казахстана открывается больше возможностей для транспортировки своих энергоресурсов в южном направлении. Я имею в виду, в первую очередь активизацию транспортировки казахстанской нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан через Азербайджан, Грузию, Турцию и дальше в Европу.

В ходе визита было подписано порядка 20 межгосударственных документов, включая соглашение об увеличении безвизового пребывания граждан Турции в Казахстане с 30 до 90 дней. Это важно как для туризма, так и для бизнеса. В прошлом году Казахстан посетили около 200 тысяч турецких граждан, а Турцию посетили примерно 900 тысяч казахстанцев.

Я бы также отметил военно-технический аспект в двусторонних отношениях – это чувствительный вопрос, и он тоже касается стратегической сферы в отношениях Турции и Казахстана. Казахстан является членом ОДКБ, где лидирующую роль играет Россия. С другой стороны, Турция, у которой есть прагматичные отношения с Россией, но в тоже время и соперничество, особенно на постсоветском пространстве. Поэтому, когда речь идет о военном сотрудничестве между Турцией и Казахстаном и с другими постсоветскими государствами, Москва достаточно холодно относится к этому. С другой стороны, пока идет военный конфликт на Украине, Россия не в состоянии препятствовать развитию военных и военно-технических отношений между Казахстаном и другими постсоветскими государствами. Кроме того, Россия сама нуждается в вооружении, поэтому не может поставлять вооружение на зарубежный рынок, как три-четыре года назад.

У Турции в последние годы стремительно развивается оборонная промышленность, и её продукция интересует многие страны региона. Казахстан уже закупал турецкие беспилотники и рассматривает возможность совместного производства на своей территории. Только недавно в Стамбуле прошла выставка IDEF-2025, об этом тоже отметил президент Казахстана в Анкаре в своем выступлении. Насколько я понимаю, руководители двух стран намерены развивать отношения в военной и военно-технической сфере. Но к этому надо относиться очень чувствительно.

— Насколько сегодня важна Турция для Казахстана как внешнеполитический и экономический партнёр? А Казахстан — для Турции?

— Эти отношения чрезвычайно важны. Казахстан, на мой взгляд, является самой успешной страной на постсоветском пространстве, которая реально ведет многовекторную внешнюю политику, учитывая свои ограничения, особенно географические. И ведет ее достаточно успешно. С одной стороны, Казахстан является официальным союзником России, членом ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, но, с другой стороны, с Китаем у Казахстана тоже есть стратегическое взаимодействие и соглашения. Казахстан также является членом ШОС, что демонстрирует желание Казахстана развивать отношения с Пекином. Центральная Азия – это закрытый регион, чтобы диверсифицировать внешнюю политику с Западом в первую очередь Казахстану нужно развивать отношения с Азербайджаном, соседом по Каспийскому морю, и с Турцией.

У Турции с Казахстаном нет, на мой взгляд, никаких принципиальных разногласий ни по каким региональным вопросам и общему региональному видению. Взаимоисключающих позиций я не вижу —  это важный момент. Турция при Эрдогане стремится к большей активности на постсоветском пространстве и не только там, но и на Ближнем Востоке, в Африке. Мы видим, как часто после создания в 2009 году Тюркского совета (а ныне ОТГ) начали встречаться лидеры этих стран и развивают отношения в рамках Организации тюркских государств.

Анкара стремится стать постоянным участником всех значимых форматов в этом регионе, и здесь Казахстан — ключевой партнёр, союзник и братская страна. По экономическому потенциалу Казахстан – это №1 в Центральной Азии. Я думаю, любой руководитель Турции будет поддерживать ключевые контакты с Казахстаном и развивать эти отношения.

— По словам Касым-Жомарта Токаева, Казахстан поддерживает реформу Организации Объединенных Наций и в этом вопросе у Казахстана с Турцией общие цели и интересы. Как вы оцениваете роль Казахстана и Турции как посредников и сторонников дипломатического урегулирования международных конфликтов?

— Такие слова Казахстана и Турции о необходимости реформы ООН показывают, что и у Турции, и у Казахстана есть что сказать по глобальной политике, у них есть на это свои причины. Турция, возможно, стремится к постоянному членству в Совбезе ООН. Казахстан и Турция уже занимали место непостоянного члена в СБ ООН.

Казахстан сыграл значимую роль в сирийском урегулировании (Астанинский процесс), предоставив площадку для диалога между Турцией, Россией, Ираном, а также между сирийским режимом и оппозицией. Это был очень важный момент для репутации Казахстана как посредника, участвующего в международной политике.

Токаев не раз предлагал провести переговоры между Путиным и Зеленским в Казахстане, чтобы они решили свои вопросы в конфликте между Россией и Украиной. Президент Казахстана посещал и Баку, и Ереван, поддерживая диалог с обеими сторонами. Армения является членом ОДКБ, несмотря на то, что она заморозила свое участие в организации, но теплые отношения между Токаевым и Пашиняном продолжаются. С другой стороны, президент Азербайджана Ильхам Алиев тоже является очень близким другом президента Токаева, а сам Азербайджан является стратегическим партнером Казахстана. В прошлом году казахский лидер выразил свою готовность об участии в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией. В углубляющемся кризисе между Азербайджаном и Россией Казахстан, безусловно, также играет свою в каком-то смысле посредническую роль.

Турция является ключевой страной между Дамаском и курдами, или в общем между сирийским руководством и западными странами, в первую очередь, с США. Мы видим, как в Стамбуле проходят переговоры между Украиной и Россией — это важная роль Турции как посредника. В Стамбуле прошли переговоры между США и Россией на высоком уровне. Мы видим, как Эрдоган встречается не только с Алиевым, но и с Пашиняном, который недавно посетил Турцию.

Если посмотреть в целом на регион, то у Казахстан и Турции есть большой потенциал как посредников и сторонников дипломатического урегулирования международных конфликтов на международной арене и по ключевым региональным вопросам.

— По вашему мнению, как президенту Токаеву удается поддерживать баланс интересов между центрами сил в регионе?

— Поддерживать баланс интересов – это очень профессиональная задача. Я не знаю другие страны на постсоветском пространстве, которые бы реально смогли поддержать многовекторную политику так успешно, как делает это Казахстан. Возможно, Азербайджан — второй такой пример, хотя ситуация вокруг него сейчас осложнилась.

Успех многовекторности Казахстана — во многом заслуга самого Токаева. Он был высоким руководителем, спикером Сената, министром иностранных дел. Токаев выпускник МГИМО – института дипломатов, он работал советским дипломатом в Китае, знает китайский язык и много других иностранных языков, в том числе турецкий, я думаю. Он работал в Женеве в структурах ООН и знает, что такое реформа в ООН, которую мы уже обсудили. К нему нужно прислушиваться в вопросе, какие реформы нужны в ООН.

Он знает мир, знает регион, знает историю и не стремится удержать власть до конца своей жизни: как мы знаем, он ограничил себя одним президентским сроком до 2029 года. Это личное качество, присущее не всем лидерам государств, и это очень трудная задача для современных политиков и для этого региона.

Зная свои ограничения, имея опыт, зная внешний мир, дипломатию, интересы великих держав, учитывая баланс сил в регионе и в мире, президент Токаев использует возможность проводить не только многовекторную, но и равноудаленную внешнюю политику в отношении всех ключевых стран. Без преувеличения могу сказать —  то, что Казахстан имеет такого президента — это большой шанс для страны.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Сотрудник СОБР выявил фитолабораторию в жилом доме в Алматы

МРП 2026

МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится

Землетрясение

Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды

Бокс

Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В столице несколько автобусных маршрутов изменили схемы движения

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте движение по проспекту Байдибек би ограничат на две недели

Иран

Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта