Опубликовано: 5400

Калым - казахская традиция, которую сейчас редко соблюдают как следует

Калым - казахская традиция, которую сейчас редко соблюдают как следует Фото - Wikimedia Commons

Сейчас калым рассматривают как выкуп за невесту, но его практический смысл изначально был другим.

Редакция Сaravan.kz предлагает вспомнить некоторые нюансы этой старинной традиции.

Во-первых, невесту не покупали, как товар. Во-вторых, калым был не платой за девушку, а компенсацией за расходы, которые понесла ее семья. В-третьих, само понятие "калым" сильно упрощает истинное положение дел.

Главная причина возникновения этой традиции в том, что родные невесты несли намного больше расходов, чем семья жениха. Ведь они растили дочь с рождения, заботились о ней, обучали, готовили к взрослой жизни, обеспечивали всем необходимым, а теперь ее нужно отпустить навсегда.

То, что сейчас называют калымом, на деле состоит из нескольких частей, о которых сегодня нередко забывают. "Қалың мал" был, по сути, компенсацией семье невесты. "Ана сүті" или "сүт ақы" называлось подношение за молоко матери, "өлі-тірі" - усопшим и живым, "ілу" - табун лошадей за воспитание девушки и так далее. Без подарков не оставался никто, хоть сколько-нибудь близкий и значимый. В калыме учитывался даже скот, предоставленный семьей жениха для свадебного угощения. Все части калыма, их размер обсуждались заранее представителями обеих сторон.

Не следует путать с калымом махр. Это мусульманское понятие, которое обозначает подарок новоиспеченного мужа супруге. Этот подарок остается у женщины при любых обстоятельствах, и никто не имеет права отобрать у нее это имущество.

При этом нередко приданое -  "қыздың жасауы" -  было больше и дороже калыма. Нормой было, что девушка приезжала к мужу со скотом и всей необходимой для семейной жизни утварью, вплоть до юрты, если ее семья могла позволить себе такие расходы. Нередко бывало, что часть приданого приобреталась на калым.

Размеры калыма и приданого варьировались и зависели от материального и социального положения решивших породниться семей. Традиция эта соблюдалась веками.

Дурную славу калыму создали некоторые советские идеологи, которые считали этот обычай вредным и закрепощающим женщин, а потом исказили, возможно, по незнанию, его смысл. Во времена СССР калым стал нарушением, за которое официально наказывали. Но после обретения Казахстаном независимости традиция вновь вышла из тени.

Сейчас смысл калыма свелся к торгово-денежным отношениям. Это и возможность похвастаться материальным положением - своих или новообретенных родственников, и компенсация за траты, и предмет договора, который можно обжаловать в суде. Последний вариант иногда мелькает в новостях. За этот год таких громких случаев было два, и оба раза мужчины пытались вернуть калым, переданный семье невесты добровольно.

Так, в Мангистауской области мужчина во время бракоразводного процесса потребовал от жены вернуть ему калым. И даже перечислил, что именно его составило: 1 615 000 тенге, золото, бриллианты и 2 ковра. Но так как никаких подтверждений своим словам мужчина не предоставил, суд решил, что бывшая родня ему ничего не должна. Кстати, в этом регионе ранее была и другая попытка вернуть калым через суд - тоже неудачная.

Мужчине из Темиртау тоже отказали в возвращении калыма. Он заявил в суде, что молодая жена из Шымкента оказалась мошенницей. Девушка сказала, что невинна, а на деле скрыла неудачный брак и рожденного в нем ребенка. В результате бывшие супруги обменялись исками: она требовала вернуть приданое, а он - миллион тенге калыма. При этом родственники мужчины предоставили в суд чеки на подарки шымкентским сватам, документы о кредите, взятом для будущей тещи, и заключение ювелира о том, что подарки со стороны невесты оказались сделаны не из драгоценных металлов. Но суд все равно встал на сторону девушки.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи