Опубликовано: 2000

Какой сакральный смысл несут элементы юрты

Какой сакральный смысл несут элементы юрты Фото - Открытые источники

В старину юрта для казахов была целым миром – буквально. Потому что она отражала то, как казахи представляли себе вселенную. У каждой детали юрты было свое особенное значение.

Редакция медиа-портала Сaravan.kz рассказывает, какой смысл наши предки вкладывали в шанырак, кереге и другие части своего дома.

Юрта по вертикали олицетворяла вселенную, состоящую из трех ярусов – верхнего, среднего и нижнего миров, где живут ангелы и аруахи, люди и дьяволы соответственно.

По горизонтали же можно наблюдать, во-первых, деление на стороны света, а во-вторых – отражение того, как устроено казахское общество. Так, на төр, почетное место, наиболее удаленное от двери, садились самые уважаемые люди, как правило, знатные, старые или знаменитые особыми талантами. Төр выстилался лучшими коврами. За төром по традиции размещались самые ценные вещи в доме - зеркала, оружие, музыкальные инструменты, позже там можно было увидеть, например, швейные машинки. При этом женщинам, не достигшим пожилого возраста, садиться на төр было запрещено.

Отделка юрты была своеобразным оберегом, который должен был сделать ее обитателей счастливее и богаче. Так как богатство для казахов прежде всего означал скот, орнаменты часто изображали животных. Один из самых популярных узоров - қошқар мүйіз, то есть «бараньи рога» - использовался  везде.

При этом мастера, которые создавали предметы быта, обычно использовали очень много узоров, которые изображали пышную растительность и воду, т.е. реки, ручьи и озера, потому что без пищи и воды скот падет, а значит, люди обнищают. Такие орнаменты отражали не только красоту цветущих пастбищ, на которые кочевье возвращалось после зимы, но и желание наполнить ими мир, чтобы сделать его приятней и безопасней.

Шанырак

Шанырак скреплял «крылья» юрты и поэтому нес особое значение, воплощая собой всю семью, а иногда – аул или даже род, что отражено во множестве пословиц и поговорок. До сих пор, желая счастья молодоженам, принято упоминать высокий крепкий шанырак.

К шаныраку относились с особым почтением, его передавали из поколения в поколение как семейную реликвию, а детей приучали обращаться с ним очень бережно. Если же род прерывался, шанырак опустевшей юрты клали на могилу последнего представителя семьи.

С ним связано множество ритуальных запретов. Например, при перевозке его нельзя переворачивать или ронять, это считалось дурной приметой. Ни в коем случае на шанырак не должна была попасть кровь. Если это происходило, его немедленно ломали на куски и сжигали, чтобы злые духи не захватили дом со всеми обитателями. Самые важные клятвы приносились под шаныраком.

Кроме того, шанырак обозначал небо, а место его соединения с остальной частью юрты - горизонт.

Шанырак принято было дополнительно защищать ритуальными предметами. Например, на него часто вешали перья филина, популярный оберег, а на ночь шанырак закрывали кошмой с вышитыми защитными узорами. В особых случаях, например, при сложных родах у хозяйки юрты, под ним сажали беркута.

Дверь

Дверь, как и шанырак, отделяла внутренний мир юрты от наружного и потому несла в себе особый смысл, воплощая собой благополучие живущей в юрте семьи. При этом если саму юрту для молодых обычно готовила семья невесты, двери с косяками и порогом, как правило, привозил жених. Возможно, в этой традиции тоже есть дополнительный смысл: речь могла идти не только о том, что таким образом соединяются мужчина и женщина, но и о том, что, хотя домашнее хозяйство и сохранение семьи зависит от жены, ответственность за богатство семьи лежит на плечах мужа.

Примет, связанных с дверью, очень много. Например, наступать на порог и опираться о косяк считалось плохой приметой, то есть нельзя было попирать ногами благополучие хозяев.

Исключение делалось в двух случаях.

Невеста, впервые пришедшая в юрту мужа или свекра, не только трижды кланялась новому жилищу, но и прижималась лбом к косяку, словно совершая «знакомство» с домом, позволяя ему запомнить себя и принять. Во время этого обряда переступать порог келин должна была только правой ногой.

Наступать на порог и опираться на косяки двери руками мог только человек, который принес хозяевам плохую новость, - так они сразу понимали, что их ждет.

Дверь также было принято защищать. Чаще всего это были предметы, украшенные узорами, связанными с собаками, а также оружие.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи