Опубликовано: 370

Как развитие человеческого капитала может укрепить межконфессиональное согласие в стране - эксперт

Как развитие человеческого капитала может укрепить межконфессиональное согласие в стране - эксперт Фото - autogear.ru

Существовать в единогласии со своей верой и в то же время выступать полноценным представителем и гражданином светского общества и есть идеальный образец государственно-конфессиональных отношений.

За 27 лет казахстанского суверенитета делалось очень многое для развития человеческих ресурсов. В основных стратегических и программных документах республики, направленных на развитие и укрепление экономического, политического и социального потенциала страны, человеческий капитал выступает основной ресурсной парадигмой и идеологемой.

Ученый секретарь Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, PhD Мадина БЕКТЕНОВА специально для медиа-портала Caravan.kz написала подробную статью, которую мы и размещаем.

Согласно Посланию Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», развитие человеческого капитала указано как седьмое приоритетное направление развития государства.

Человеческий капитал – это квинтэссенцияи неоспоримое основание развития любого общества, а его сущность заложена в конкурентоспособности. Но, помимо того, человеческий капитал является одним из основополагающих признаков, какими эффективными шагами развивается та или иная страна.

В число составляющих человеческого капитала, которые являются залогом успешного развития как каждого отдельного гражданина, так и целого общества, можно отнести качество жизни человека, уровень его образования и интеллектуальное развитие, личностный потенциал и стремление к коммуникации, а также к самосовершенствованию. И в этом отношении необходимы постоянные инвестиции в человеческий капитал, ведь его качество также влияет на духовный климат общества.

Мощные всплески развития государственности в Казахстане привели к постановке цели вхождения в число тридцати наиболее конкурентоспособных мировых стран, что по сути наставляет государственную стратегию к тактическому развитию человеческого капитала – первостепенного ресурсного потенциала XXI века.

На современном этапе расширения возможностей, открытия границ и глобализации процессов человеческий капитал отмечается общей мобильностью, крепостью к вызовам, стремлением к самореализации и самосовершенствованию с целью успешного осуществления как собственного потенциала, так и государственного. В казахстанских реалиях эти процессы тесно связаны и с государственной идентичностью.

Казахстанская идентичность, которая содержит в себе этнические духовно-культурные традиции, раскрывшие свое содержание в этической парадигме религий, оказала содействие конструированию межконфессионального и межэтнического диалога. А гарантией стабильности полиэтнического и поликультурного общества считается способность к гармоничному сосуществованию не только в пределах одного государства, но и в условиях мирового пространства.

Межконфессиональное согласие, ставшее моделью диалогического взаимодействия и консолидации разных религий в Казахстане – уникальное явление. Его модель формировалась историей Казахстана, в нее были включены духовно-культурные, традиционные ценности религий, которые стали основными принципами ее реализации. Такие тезисы как гуманность, религиозный суверенитет, толерантность и взаимоуважение позволили существовать, взаимодействовать различным религиозным идентичностям.

Если в отдельных странах, в том числе и на постсоветском пространстве, конфликты на религиозной почве имели место быть, то в РК межконфессиональной вражды избежать удалось. И в наибольшей степени существенным вкладом в развитии установок толерантности являются сложившиеся духовные традиции Казахстана.

Именно казахская культурная традиция коммуникации и свободолюбия, как основа толерантности в казахстанской идентичности, стала фактором, утверждавшим возможность толерантной коммуникации в условиях сохранения религиозно-культурной идентичности. Сближение и взаимопонимание в противовес столкновению культур и религий, а культурно-религиозные различия определялись как идентичности Другого, с которыми необходимо коммуницировать. Все это можно отнести к числу жизненных стратегий для казахской культуры.

На сегодняшний день служению этим благим целям направлена деятельность Ассамблеи народа Казахстана и диалоговая площадка Съезда лидеров мировых и традиционных религий, созданных по инициативе Президента РК.

Во внутренней и внешней политике Нурсултан Абишевич всегда выступает сторонником сохранения религиозно-культурного суверенитета и взаимодействии различных религиозных идентичностей в контексте

взаимного диалога и уважения. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»он обозначает духовные векторы развития сознания общества, которые должны основываться и развиваться в открытости другим культурам и религиям. Смысл заключается в формировании нового модернизационного сознания, основанного на духовно-традиционной культуре казахского народа и ее онтологической адаптации к современным научно-технологическим и модернизационным процессам глобального мира.

В этом отношении, опора на религиозные традиции, сформированные исторически в казахстанском пространстве, является очень значимой, т.к. она может стать духовным рычагом против радикализации и жесткой консервации сознания.

Почитание права на религиозные чувства каждого гражданина является конституированным в казахстанском светском обществе. Едва ли возможно удержание одной модели консолидации. Также необходимы новые решения и постоянные дополнения, ведь глобальные трансформации оказывают влияние на межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.

К тому же не менее актуальным остается вопрос о правильном выстраивании государственно-конфессиональных отношений, о границах и мерах взаимодействия светского государства и религии.

Существовать в единогласии со своей верой и в то же время выступать полноценным представителем и гражданином светского общества и есть идеальный образец государственно-конфессиональных отношений. Свершение этого идеала требует постоянной работы как каждого гражданина страны, так и общества в целом.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи