Опубликовано: 2400

Как проявляется эффективность в кризисный период, или Для чего нам нужен Совбез

Как проявляется эффективность в кризисный период, или Для чего нам нужен Совбез Фото - Sputnik Казахстан

В условиях ЧП председатель и секретарь Совета безопасности проявили себя на должном уровне – эксперты

Казахстан постепенно возвращается к привычному ритму жизни: ослабление карантинных мер, скорое снятие режима ЧП. Специалистам еще предстоит дать оценку работе всех служб в условиях пандемии, однако уже сейчас ясно: Совет безопасности продемонстрировал профессиональное кризисное реагирование, в условиях ЧП скоординировав деятельность госорганов, правильно расставив акценты и четко распределив ресурсы государства для купирования ситуации.

Задача номер один

На фоне ежедневных сводок с передовой борьбы с COVID-19 работа Совета безопасности освещалась не так часто и широко, как работа медиков, правоохранителей и других служб. Но именно эта структура обеспечила координацию всех госорганов в сложное для страны и мира время, мобилизовав необходимые резервы.

Эксперты рассказали «КАРАВАНУ», что же представляет собой Совет безопасности и почему его работа важна не только в кризисные, но и в обычные периоды жизни страны и ее граждан.

- В следующем году Совбез отмечает 30-летие, - начинает разговор автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» политолог Данияр АШИМБАЕВ. – Совбез Казахской ССР был создан после августовского путча 21 августа 1991 года в Советском Союзе в качестве коллегиального консультативно-совещательного органа, который занимался вопросами безопасности республики в широком смысле. На тот момент спецификой его работы, в том числе созданного в его структуре комитета по защите конституционного строя, была координация работы республиканских органов власти.

17 июня 1993 года структура была преобразована в Совет безопасности Республики Казахстан. Законом от 5 июля 2018 года «О Совете безопасности РК» Совбез приобрел статус конституционного органа. К его задачам относятся рассмотрение основных направлений госполитики в области национальной безопасности, обороноспособности страны, координация деятельности госорганов и организаций в этих сферах; выработка проектов решений для Президента по введению, продлению, отмене военного положения; введению, продлению, отмене чрезвычайного положения и другие.

Среди функций Совбеза также комплексный анализ госпрограмм, законопроектов, а еще он ежегодно заслушивает доклад правительства о результатах деятельности в сфере обеспечения нацбезопасности, контролирует исполнение законов РК по данному направлению, в том числе целевое использование средств.

Кроме того, именно с Совбезом ведется обсуждение кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, а также госорганов, непосредственно подчинённых и подотчётных Президенту РК.

Персоны и акценты

Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы Нурсултану НАЗАРБАЕВУ принадлежит право пожизненно возглавлять Совет безопасности РК. Состав органа формирует Президент по согласованию с председателем Совбеза. 

В составе органа 12 человек: Президент страны, председатели обеих палат парламента, премьер-министр, госсекретарь, руководитель Администрации Президента, секретарь Совета безопасности, генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности, министры - иностранных дел, обороны, внутренних дел.

- Вопросы национальной безопасности, которыми занимается Совбез, имеют широкую трактовку: это и экономическая, и политическая, военная безопасность, борьба с экстремизмом, информационная безопасность, продовольственная. Публичность этой организации не свойственна в силу полусекретного режима работы отдельных структурных подразделений Совбеза, именно поэтому состав рабочих органов лишний раз не афишируется, - говорит Данияр Ашимбаев.

В структуру Совбеза входят секретариат, отделы: аналитический, военной безопасности и обороны, общих вопросов безопасности, правоохранительной системы, а также ситуационный центр. Также есть несколько межведомственных, инспекция, экспертный совет. Секретарь Совета безопасности (должность утверждена в 1994 году) подчиняется главе государства, им же назначается и освобождается от должности.

- Полномочия секретаря Совбеза постоянно менялись под конкретную персоналию и соответственно под них перестраивались функции аппарата. Когда секретарем был генерал-лейтенант милиции Бексултан Сарсеков (октябрь 1996 - февраль 1999), работа Совбеза была больше акцентирована на борьбе с преступностью, - отмечает политолог.

- Булат Утемуратов (июнь 2003 - март 2006) на этом посту больше занимался внешней политикой и экономикой. Валерий Жумаканов (сентябрь 2016 - апрель 2018), до прихода на должность секретаря Совбеза руководивший КНБ, сильный специалист в области нацбезопасности. Когда обязанности выполнял Марат Тажин (он четырежды становился секретарем Совбеза, суммарно занимая должность ровно 7 лет), деятельность была сконцентрирована на аналитических функциях органа.

Назначение на пост секретаря Совбеза в январе 2020 года Асета Исекешева - экс-акима столицы, экс-руководителя Администрации Президента - призвано наполнить работу Совбеза новым содержанием, - полагает Данияр Ашимбаев.

- Для Исекешева и правовые вопросы понятны – он юрист по образованию. И как экономист он сильный - много лет курировал вопросы индустрии на посту министра. И публичные выступления для него не являются проблемой - он хорошо владеет цифрами, достаточно легко вступает в дискуссии. И политически достаточно открытый. Иными словами, приход Асета Орентаевича должен адаптировать работу Совбеза под современные задачи, – уверен автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане».

Первые успешные результаты работы бывшего градоначальника на новом посту не заставили себя ждать: Совбез активизировал деятельность, будучи представленным в госкомиссии по ЧП лично Исекешевым.

- Председатель и секретарь Совбеза в условиях ЧП проявили себя на должном уровне, успешно скоординировав работу всех госорганов по всем направлениям. Также Елбасы выступил с важными инициативами (в том числе создание фонда «Birgemiz» по адресной поддержке казахстанцев во время режима ЧП. – Прим. ред.), - говорит Данияр Ашимбаев.

Как единый механизм

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) доктор политических наук Санат КУШКУМБАЕВ в свою очередь акцентирует, что структуры, подобные Совбезу Казахстана, существуют во всём мире.

- В США это, например, Совет национальной безопасности, в других станах - советы обороны. В Китае также действует подобный консультативно-совещательный орган, причем когда происходит передача власти, предыдущий председатель остается генеральным секретарем совета в течение определённого времени. В целом предыстория появления советов безопасности восходит к кризисным, чрезвычайным ситуациям. Где-то эти структуры появлялись в период военных действий, - говорит эксперт.

- С момента создания в Казахстане Совета безопасности в различные периоды времени он реализовывал различные задачи. Прежде всего Совбез встроен в систему принятия решений, в значительной степени он сплавлен с Администрацией Президента. В необходимости работы такого органа я убежден. Ключевое слово в названии органа – совет. В своей основе Совбез является «советующим», координирующим, направляющим органом, позволяющим выработать единую государственную позицию в тех или иных ситуациях кризисного реагирования либо в обычном периоде. Например, при паводковых ситуациях, техногенных катастрофах, пожарах, нашествии саранчи или при пандемии, как сейчас.

Для оперативного и эффективного решения проблем необходим соответствующий орган, который бы аккумулировал информационно-аналитические ресурсы, занимался выработкой стратегии, координировал и четко распределял резервы государства для купирования той или иной ситуации, - продолжает доктор политических наук.

- Все ветви власти должны работать синхронно - в этом суть Совбеза, в координировании, необходимом для принятия политических решений. Поэтому и по Положению о Совбезе, и по новому конституционному закону заседания Совбеза проводятся не менее одного раза в квартал. Это оптимальный срок, чтобы провести анализ, выработать решение и в повестку дня внести насущные вопросы, важные для развития государства.

Даже в самый спокойный период, вне экономического или другого кризиса, у государства возникают такие вопросы. Например, водная безопасность, которая выносилась на обсуждение Совбеза. Это стратегический вопрос, который надо решать не только минсельхозу, но и всему правительству, всем госорганам на разных уровнях, в том числе межпарламентском, если речь идет о трансграничных водных ресурсах, - подчеркивает Санат Кушкумбаев.

Сейчас идет посевная кампания, южная часть нашей страны серьезно зависит от нормального водостока, который связан с межгосударственными отношениями. И для успешного прохождения страды должны подключиться не только местные органы управления и МСХ, но и МИД, говорит эксперт.

- На повестку дня в прошлом году выносилась и информационная безопасность. Это не только забота регулирующего органа, но и других ведомств – МИД, МВД и других силовиков, поскольку сейчас эта сфера трансгранична, и необходимо множество измерений: кто защищает контент, и здесь мы говорим не только о регулирующем рубильнике, но и о содержательной части, в том числе террористических рисках, киберугрозах. Для решения данных вопросов необходима координирующая структура, и в данном контексте это прямая функция Совбеза, - подчёркивает замдиректора КИСИ.

При этом было бы неправильно рассматривать Совбез как бюрократический орган, дублирующий функции уже существующих министерств. Именно так воспринимают Совбез некоторые обыватели.

- Большую долю в Совбезе занимает силовой блок, но он не подменяет собой оперативные вещи, которыми занимается, например, МВД, или не решает практические вопросы из ведения КНБ, минобороны. Совбез призван объединять работу этих структур, поскольку есть общие задачи, для решения которых ведомства не могут выйти за пределы своих полномочий.

И, кстати, если внимательно изучить личности секретарей Совбеза, то большинство из них – не силовики. При принятии кадрового решения руководство Совбеза соблюло баланс между назначением гражданских лиц и представителей правоохранительного блока. Именно этот принцип баланса является основополагающим во всей деятельности Совбеза, - резюмировал заместитель директора КИСИ.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи