На биеннале каждая страна-участница получает свой павильон. Caravan.kz рассказывает, что можно было увидеть в казахстанском павильоне в те два раза, когда он был. До этого творения казахстанцев можно было увидеть в павильоне Центральной Азии или в рамках отдельных инициатив.
В прошлом году состоялась 60-я биеннале, темой которой стали «Иностранцы повсюду».
Казахам с их кочевым наследием тема откликается по-особенному, и авторы с другими корнями тоже проникаются этой философией, живя в Казахстане. Так что проект «Jerūiyq: взгляд за горизонт» был посвящен таким темам, как традиционный образ жизни казахов, выбор пути, поиск себя в постоянно меняющемся мире. Темой павильона стал футуризм, поэтому привычные предметы вроде юрт и корпе сочетались с полетами в космос и виртуальной реальностью.
Казахстанскую экспозицию Казахстана посетили почти 100 тысяч человек. Произведения отечественных художников впечатлили зрителей настолько, что недавно мне рассказывала об этом павильоне приехавшая из Италии по обмену студентка. В ее память врезались эффектные образы кочевников в национальной одежде, сидящих с инопланетянином за дастарханом на фоне бескрайних звездных просторов. Она даже нашла их в интернете и показала мне – это оказались творения Сергея Маслова. В его произведениях отчетливо видна связь времен, желание сохранить истоки своей культуры даже в эпоху глобализации и покорения космоса.
С этими портретами перекликаются и творения Камиля Муллашева, выдержанные в традициях советского футуризма. Художник создал триптих, посвященный тому, каким может стать Казахстан – это огромные сложные здания на фоне степи и крошечные на их фоне люди в образе всадника на верблюде и мужчины в скафандре.
Анвар Мусрепов в свою очередь создал далеко не столь идиллические, почти утопические образы, обратившись к теме постапокалипсиса, когда последние племена выживают во тьме, спасаясь от таящихся в ней монстров. Видеоэссе «Аластау» (очищение) создано в лаконичной палитре и рисует страшные, но завораживающие картины, словно написанные искрами во мраке.
Ерболат Толепбай показал монументальную картину «Новый ребенок. Перерождение», посвященную конфликтам, которые определяют современный мир на всех уровнях. На полотне две стилизованные человеческие фигуры, в которых можно угадать силуэты женщины и мужчины, сидят спиной к зрителю, глядя на сложное изображение, вызывающее множество ассоциаций. Каждый найдет в картине то, что волнует именно его.
В 2022 году общая тема биеннале звучала как «Молоко снов» по названию сюрреалистичной книги Леоноры Каррингтон. Волшебные текучие фантазии совместились в теме казахстанского павильона с посвящением Сергею Калмыкову, одному из самых известных художников Казахстана, фигуре культовой.
В результате в павильоне появилась целая исследовательская станция, названная «ЛАЙ-ПИ-ЧУ-ПЛИ-ЛАПА» и созданная творческим коллективом ORTA. Художники ORTA расширили и углубили идеи Калмыкова, попытавшись «открыть портал в четвертое измерение». В какой-то степени им это удалось – экспозиция получилась необычной, захватывающей внимание и по-своему расширяющей сознание.
В целом появление казахстанского павильона на биеннале такого размаха можно считать огромным шагом для всей страны – это признание мировых экспертов в области искусства, стимул для развития отечественных художников. Теперь ждем экспозицию следующего года.