Редакция медиа-портала Сaravan.kz решила разобраться, сколько могут получать казахстанские специалисты за рубежом.
72 млн тенге в год
Недавно в Tengrinews.kz написали о Жазире Гариполле, которая вместе с мужем живёт сейчас в городе Бэлвью, что возле Сиэтла. Ей двадцать пять лет, девушка переехала из Атырау и работает инженером-программистом в Google. Девушка сообщила, что занимает в компании позицию третьего уровня — L3, то есть — новичка. По официальным данным, такие специалисты с относительно небольшим опытом работы получают более 135 тыс. долларов в год, не считая бонусов и премий, которые в целом составляют около 20 тыс. долларов. В переводе на тенге Жазира получает более 72 млн, поэтому таким образом выходит, что в месяц она зарабатывается около 6 млн тенге.
При этом нужно учитывать, что на этой позиции обычно не задерживаются дольше года.
Казашка, которую Токаев позвал в правительство
А вот другой инженер-программист Google Арай Сабыржан, судя по всему, могла уже подняться на уровень L4, либо ещё выше. Именно ей в сентябре президент Касым-Жомарт Токаев предложил вернуться работать на родину.
— Если вернетесь в Казахстан, вас бы в правительство… Мы бы обдумали. В Америке хорошо, но Казахстан прекрасен, — сказал ей глава государства на встрече с IT-специалистами Digital Nomads из Казахстана. Однако у девушки долгосрочный контакт, так что в ближайшее время вряд ли она вернётся.
В 2017 году Арай окончила алматинский вуз МУИТ, спустя год переехала в Сан-Франциско, чтобы работать над стартапом, а после перешла в Google.
"Я присоединилась к команде Google совсем недавно. Компания дает новым сотрудникам время, чтобы понять систему корпорации, работу внутренних сервисов и инструментов, научиться ими пользоваться. Я уже прошла этот период и теперь вникаю в то, как работает моя команда и мой проект", — рассказывала Арай о своей карьере. В случае, если она уже перешла на уровень L4 — middle, то её зарплата с бонусами может составлять около 190 тыс. долларов в год, что по нынешнему курсу равняется почти 89 млн тенге, то есть в месяц она может получать уже 7,4 млн тенге.
Чуть не стала главой управления валютного контроля США
Сауле Омарова — профессор банковского права Корнельского университета, она специалист в области регулирования финансовых институтов, банковском праве, международных и корпоративных финансах. По официальным данным, в 2021 году профессора в этом университете получали около 183 тыс. долларов в год, что в пересчёте на тенге сейчас составляет более 85 млн тенге, то есть — около 7 млн тенге в месяц.
Благодаря научным трудам Омаровой, её даже выдвинули в прошлом году претендентом на должность главы Управления валютного контроля США. Причина была в её отношении к криптовалюте — в издании The New York Times предполагали, что в качестве главы управления казашка могла бы попытаться усилить его надзор за операциями с цифровой валютой.
По официальной информации, минимальная зарплата менеджеров и руководителей в этой ведомости в зависимости от уровня колеблется в промежутке 97-204 тыс. долларов в год, то есть 45-95 млн тенге или же 3,7-8 млн тенге в месяц.
Однако 7 декабря 2021 года в результате критики со стороны финансистов и политиков Омарова сама сняла свою кандидатуру, и президент США с этим согласился.
Исполняющая обязанности начальника протокола США
Другая казахстанка на госслужбе в США — это Асель Робертс, о которой в своё время очень много говорили. Она работала в протоколе США с 2008 года, а в 2020 году заговорили о том, что её назначили там заместителем начальника, но на самом деле назначение последовало только через несколько месяцев, в 2021 году. Правда, срок её полномочий прекратился 3 января 2022 года, и о дальнейших назначениях Асель Робертс пока неизвестно. Однако средняя зарплата заместителя начальника протокола США — более 95 тыс. долларов в год (более 44 млн тенге в год, 3,6 млн тенге в месяц).
Асель Робертс родилась в Алматинской области, однако ещё ребёнком переехала в США и окончила Школу дипломатической службы имени Эдмунда Уолша Джорджтаунского университета со степенью бакалавра в области международного права и организаций. Кроме английского, она владеет русским, казахским и японским языками.
Боксёр-полицейский из Казахстана
Казах Димаш Ниязов переехал жить в США, ещё когда ему было тринадцать лет, однако выступать, как боксёр, он продолжает за Казахстан.
Он рассказывал, что американские полицейские в целом ценят свою работу, потому что там и хорошая зарплата, и значительный социальный пакет. В этом, как Ниязов считает, причина того, что в США стражи порядка избегают ситуаций, которые могут привести к тому, что их заподозрят в получении взятки. Гражданину, который попытается предложить деньги, объяснят, что это противоправное действие. А если на полицейских поступают жалобы, тогда проводится разбирательство, в котором участвует юрист из полицейского департамента.
К слову, о зарплате американских стражей порядок. По прошлогодним данным, детектив зарабатывает 80-120 тыс. долларов в год (37-56 млн тенге), а обладатели высшего звания комиссара получают уже более 150 тыс. долларов (более 70 млн тенге). В пределах этого диапазона получают оплату и полицейские других званий.
Каскадёры из Казахстана в фильме "Мулан"
Но не только на госслужбе и в IT-компаниях работают казахстанцы за рубежом. Например, в прошлом году в мировой прокат вышел фильм "Кодекс Киллера", а в роли каскадёров на его съёмках работали казахстанцы из группы Nomad Stunts. Они дублировали звезд Голливуда, а также играли некоторые эпизодические роли. Режиссёром был Мартин Кэмпбелл, который прежде снимал такие фильмы, как "Казино Рояль" и "Маска Зорро".
Руководитель группы Жайдарбек Кунгужинов рассказал, что предложение казахстанцы получили в конце 2019 года. Тогда они отобрали восемь парней и двух девушек, которые подошли под запросы киноделов. Съёмки проходили в феврале 2020 года в Румынии и длились два месяца — половина этого времени ушла на подготовку, примерки и репетиции.
"Наши ребята фактурные, и у многих есть опыт работы в качестве актеров", — рассказывал Кунгужинов. А ранее эта группа принимала участие в съёмках фильмов "Мулан", "Неудержимые 2", "47 ронинов" и сериалов для стриминговых сервисов Netflix и HBO.
Как живут казахстанцы в "осадном" Калининграде
На сайте Kinomia.ru писали о том, что в США профессиональный каскадер получает в среднем около 70 тыс. долларов в год (32 млн тенге, то есть 2,6 млн тенге в месяц), а начинающий — 5 тыс. долларов (2,3 млн тенге, то есть 191 тыс. тенге в месяц).
Напомним, недавно мы писали о том, чем знамениты казахстанцы за рубежом.