Опубликовано: 20700

Как большевики пытались создать новую религию

Как большевики пытались создать новую религию

В 20-х годах ХХ века, через несколько лет после революции, молодая советская республика столкнулась с большой проблемой. Народу трудно дался переход от веры к атеизму. Возникшую в душах верующих пустоту необходимо было срочно чем-то заменить.

В этой теме разобрался корреспондент Сaravan.kz.

Без царя в голове

Пропаганда марксистско-ленинской идеологии проходила тяжело. Народ в своём подавляющем большинстве был безграмотен, и цитировать ему «Капитал» Карла Маркса было бесполезно. Положение осложнялось ещё и тем, что крестьяне начинали роптать и высказывать недовольство новой властью. Первая мировая, на которую прежде валили все проблемы в стране, закончилась, кровопийц-графьёв выгнали за границу, Николашку Кровавого давно скинули, а жить лучше не стало. Землю крестьяне так и не увидели, фабрики рабочим тоже не перешли. В некоторых губерниях уже начинались крестьянские восстания против советской власти. Самое известное из них - Тамбовский мятеж, перекинувшийся на деревни Воронежа, Пензы и Саратова. Если в Кронштадтском восстании 1920 года участвовали офицеры и матросы, которые имели хоть какие-то представления о политике, то Тамбовский мятеж стал тем самым русским бунтом, бессмысленным и беспощадным. Мятежи тогда удалось подавить, но не было гарантий, что бунт не вспыхнет вновь.

Большевики во главе с Владимиром Лениным тогда всерьёз призадумались. Было неясно, почему простой народ 300 лет покорно терпел все капризы царя-батюшки, включая рабское крепостное право и жестокие телесные наказания, а тут всего лишь через три года невзлюбил власть, давшую ему свободу. Конечно, народные волнения в России вспыхивали и раньше. Но Емельян Пугачёв заручился поддержкой народа лишь потому, что выдавал себя за законного царя, императора Петра III-го, а Стенька Разин, по крайней мере на словах, не собирался скидывать с престола царя Алексея Михайловича, а лишь руководствовался принципом «царь хороший – бояре плохие».

Неужели русский народ не мог жить без царя-батюшки? И почему же государь-император был так важен для крестьянства?

Свято место пусто

Большевики были люди неглупыми, трудов по философии прочитали немало, поэтому ответ нашёлся быстро. Государь-император для простого народа был не только главой государства. Он считался помазанником божьим. Даже юридически монарх получал все полномочия лишь после церковного обряда. То есть даже юриспруденция признавала, что на власть царь был поставлен волею высших сил, и во всех его действиях есть воля божья. А если Богу захотелось посадить на трон тирана или сумасброда, то неисповедимы пути господни. Не мужицкое это дело разгадывать божий промысел. Видимо, карают нас небеса за грехи наши тяжкие. Надо только терпеть, молиться и каяться.

Российская империя в этом плане была не исключением. В Византиии, в Римской империи, в Австро-Венгрии и в средневековой Европе религия всегда была инструментом власти, на Кавказе и в странах Азии отделить религию от государства вообще невозможно.

Возрождать в России религию в планы большевиков не входило. Это противоречило марксистскому учению. Даже напротив, суеверным пережиткам прошлого в молодой республике была объявлена война. Церкви и мечети пока еще работали, а духовенство довольно лояльно относилось к новой власти, но совсем скоро большевики начнут взрывать храмы и отправлять в ссылки священников. Эти планы уже существовали на бумаге. Тогда народ, оставшись без идеологии, растеряется и совсем озлобится.

Тогда большевики решились на отчаянный шаг. Впервые в истории они решили создать религию без веры в Бога.

Между серпом и молотом

Задача оказалась проще, чем кажется. Идеи западных протестантов, придирчиво трактующих каждую строчку Библии, в Российской империи популярностью не пользовались. Неграмотные верующие предпочитали слепо следовать обрядам и ритуалам. Новой власти оставалось только заменить старые ритуалы на новые.

Основателем новой религии можно считать доктора исторических наук Владимира Бонч-Бруевича. Этнограф давно интересовался религиозными течениями, включая секты и нетрадиционные религии, а с 1903 года даже издавал для секты духоборов журнал «Рассвет», где причудливым образом смешивал идеи христианства с марксизмом.

Любая религия начинается с символа. Серп и молот давно был символом коммунистического движения, но допускались его разные вариации. Например, вместо молота мог быть гаечный ключ, а вместо серпа - коса или кирка. На эмблеме Красной Армии, которую разрабатывал Лев Троцкий, вообще красуется плуг.

Именно Бонч-Бруевич разработал эскиз, дошедший до наших дней. Официально он символизировал союз рабочих и крестьян, но этнограф неплохо разбирался в эзотерической символике. Молот всегда считался мужским символом, а серп - женским. Именно поэтому на первом гербе СССР молот возлежит на серпе. Этакий обновленный ин-янь ХХ века.

Хочешь - жни, а хочешь - куй

Молот по форме близок к христианскому кресту, а серп - к мусульманскому полумесяцу. Таким образом, символ объединял две религии и две стороны света - Восток и Запад. В европейской геральдике молот был знаком жизни и борьбы, а серп – смерти и смирения. Недаром же молот - любимое оружие Тора, а серпом Хронос пожинает людские жизни.

Завершением символа стала пятиконечная звезда – знак защищенности и безопасности.

В привычном нам виде серп и молот со звездой наверху существует с 1923 года, а с 1924-го его внешний вид был официально закреплен в конституции СССР, и любые его изменения запрещались.

Наивно предполагать, что малограмотные крестьяне смогли бы считать все эти сложные отсылки. Да и Бонч-Бруевич рассуждал иначе. Он справедливо считал, что раз составляющие символа СССР по отдельности тысячи лет производили неизгладимое впечатления на разные народы, то и советские люди воспримут серп и молот с благоговением.

Как показало время, он оказался прав. Современные вариации неокоммунистов, вроде серпа, молота и книги, или символа Пятого интернационала, где серп был заменен на цифру 5, такой популярности не имели. Как и партийный символ КНДР, где серп заменен на аналогичный инструмент корейских крестьян, а посередине ещё добавлена бамбуковая кисть.

Хорошо забытое старое

Для  русского народа до революции церковный календарь был более важным, чем список дат. На него ориентировались при сельскохозяйственных работах, и чередование праздников помогало разделить периоды каторжного труда, досуга и отдыха. Ярмарки, торговые сделки и браки тоже привязывались к церковным праздникам. Гражданским календарём большинство сельчан тогда вообще не пользовалось.

Пасха - самый важный для христиан праздник, с лёгкой руки Бонч-Бруевича был заменён на Первомай. 1 мая люди тоже надевают самое лучшее, выходят на массовые гуляния, устраивают застолья, только вместо хоругвей теперь стало принято носить транспаранты.

Перед Пасхой следует Чистый четверг, когда принято приводить дворы в порядок, выносить скопившийся за зиму хлам и самому завершать день, хорошенько попарившись в баньке.

Чистый четверг был заменён субботниками. Суть праздника практически не изменилась, только появилась легенда об Ильиче, который лично таскал бревно. Образ великого человека или полубога, не брезгующего физическим трудом, тоже перекочевал к нам из древней мифологии. Геракл чистил от навоза Авгиевы конюшни, король Артур готовил жаркое у простой крестьянки, а Христос до 30 лет вообще был плотником.

Другой большой праздник, Покров Пресвятой Богородицы, отмечающийся 14 октября, был заменен на 7 ноября. Раньше в этот день было принято пировать в честь сбора урожая, и то, что застолье перенесли на две недели, народ не смущало. Тем более с юлианским и григорианским календарями тогда царила катавасия.

8 марта близко-близко

22 апреля славянские женщины отмечали День жен-мироносиц. Сейчас этот праздник подзабыт, а до революции дамы ждали его с нетерпением. В этот день женщины сбрасывали патриархальное ярмо, выпуская пар за весь год. На мироносиц они обладали абсолютной властью, и мужчины не смели им перечить, потому что это считалось грехом. Напротив, мужчины задабривали женщин дорогими подарками. Дамский гнев в этот день грозил неудачами на весь год, а хорошее настроение прекрасного пола, напротив, сулило удачу. Весенний праздник, где женщины главные. Ничего не напоминает? 

Акция протеста прядильщиц Нью-Йорка 8 марта 1909 года - конечно, важное историческое событие, но не настолько, чтобы делать его государственным праздником СССР.

Сретенье Господне, напротив, было мужским праздником. Свою историю праздник берёт от языческих Громниц, дня чествования Перуна. Тогда почиталось всё мужское: тяжелый физический труд, умение воевать и драться, стукнуть кулаком по столу. Женщины же дарили мужчинам скромные подарочки, сделанные своими руками. Денег у дам тогда не водилось, ими распоряжались мужья. Сретенье отмечается 15 февраля, всего за неделю до 23-го. День подписания декрета о создании Красной Армии - важное событие для тех, кто давал присягу. Но тот факт, что 23 февраля поздравляют даже маленьких мальчиков, в эту логику не вписывается.

Оставлять детишек без светлого праздника большевикам не хотелось. В 1929 году Рождество было заменено на Новый год. Вместо христианского Николая Угодника подарки детишкам стал приносить языческий Дед Мороз, из славянского фольклора. В народных преданиях он отличался скверным характером, так что дружелюбность унаследовал от Святого Николая .

Как мы видим, эксперимент Бонч-Бруевича оказался весьма успешным. Уже 30 лет, как ушла в историю советская власть, но Первомай и Новый год для нас остаются самыми важными праздниками. А попробуй оставить без подарка на 8 Марта свою даму, так припоминать она тебе это будет гораздо больше года. Да и обижаться, что 23 февраля тебе дарят носки, тоже не стоит.

Как повяжешь галстук - береги его!

Традиция проводить октябрины, когда малышу в торжественной обстановке давали имя, а родителям зачитывали цитаты Маркса, не прижилась. Она должна была заменить крещение, но верующие обращаются к этому обряду, чтобы дать малышу жизнь вечную  или уберечь ребенка от болезней. Ни то ни другое коммунисты предложить не могли.

А вот приобщать к идеалам коммунистического движения с младенчества показалось хорошей идеей. Важнейший ритуал при крещении –вручение крестика. Его заменили на звездочку, с портретом маленького Володи Ульянова, и этот значок прикрепляли старшие товарищи, поклявшиеся приобщить октябренка к ленинским ценностям. Они выступали в роли крестных.

Прием в пионеры приурочен к тому возрасту, когда католики проводят первое причастие. Молитву заменили пионерской клятвой, а вместо чёток подростку торжественно вручали красный галстук. Этим и объясняется такое трепетное отношение к символу пионерии.

Не секрет, что пионерская организация во многом скопирована со скаутского движения.

Но там треугольный галстук имеет сугубо практическое значение. Его можно повязать на голову как косынку, вытереть пот, даже высморкаться в него, если под рукой не оказалось носового платка.

Пионер же должен относиться к галстуку трепетно, и немало слёз было пролито, когда ребенка публично отчитывали за кляксу на пионерском символе.

Приём в комсомол же стал практически воцерковлением. Кандидат в ВЛКСМ уже был обязан знать догмы марксизма. Точно так же католики изучают катехизис перед тем, как влиться в лоно церкви.

Бонч-Бруевич был выходцем из польской католической семьи, и о том, что происходит в костёлах, знал не понаслышке.

Ленин всегда живой

Пиком создания новой религии стала смерть Ленина. Просто предать земле тело вождя было слишком мелко. Тогда большевики и вспомнили о грандиозных гробницах в Иерусалиме, Мекке и Тадж-Махале, что в индийской Агре.

Не случайно проектировать мавзолей Ленина поручили Алексею Щусеву. Этот архитектор уже хорошо проявил себя в возведении церквей и храмов. Кроме того, Щусев увлекался восточной культовой архитектурой и даже ездил в Узбекистан за вдохновением.

Недаром в контурах мавзолея угадываются египетские пирамиды и очертания шумерских культовых сооружений.

Поклонение нетленным мощам всегда пользовалось огромной популярностью у верующих. Это и натолкнуло врача Владимира Обуха но идею бальзамирования. Он вспомнил, что подобные опыты уже проводил профессор Николай Пирогов.

Это был бы мощный идеологический шаг. Мощи святых больше напоминают мумии, а некоторые даже увидеть нельзя. Методика Пирогова позволяла сохранить тело Ленина без внешних изменений.

Идею поддержали Феликс Дзержинский, Вячеслав Молотов, Леонид Красин, Николай Муралов.

Категорически против выступали Надежда Крупская, Лев Троцкий и Иосиф Сталин. Вождь всех народов аргументировал это тем, что как-то не по-людски выставлять труп на обозрение зевакам. По иронии судьбы, через три десятилетия на обозрение зевакам выставят тело самого Сталина.

Житие несвятых

Люди постарше знают Бонч-Бруевича по серии детских рассказов о маленьком Володе Ульянове. В них Володя был эталоном честности, воспитанности и интеллекта. Сборник точь-в-точь копирует католические издания о детстве святых, с малых лет проявляющих набожность и высокие моральные качества.

Самый нелепый рассказ из этой серии повествует уже о взрослом Ленине. В «Обществе чистых тарелок» говорится о потрясающем педагогическом таланте Ильича, который научил детей доедать кашу. И это в голодный 1922 год, когда дети и хлеба не видели неделями.

Чтобы заслужить после смерти благоговение народа, воспитанного на христианских традициях, надо быть мучеником. Жизнь Ильича была непроста, но на мученика он не тянул: вырос в состоятельной семье, получил хорошее образование, жил за границей.

Поэтому для биографии, пущенной в массы, упор был сделан на черные дни Ульянова.

Детство омрачено казнью брата, юность - проблемами в университете.  Жизнь в Разливе, когда приходилось коротать холодные ночи в шалаше, активно тиражировалась, в отличие от сытой жизни в Швейцарии. Аскетический образ жизни на лоне природы отсылает нас к образу схимников, уходивших служить Богу и леса или пустоши, а также скитанию Христа по пустыне.

Знаменитый рассказ, где Ленин в тюрьме писал молоком и делал чернильницы из хлеба, повторяет мытарства апостолов в темницах. Вот только казематы, где узникам выдают вдоволь молока и хлеба, как-то не тянут на голодные муки святых.

Настоящий святой должен обрести мученическую  смерть. В последние месяцы Ильич и правда сильно страдал от необратимых разрушений мозга, но прогрессирующее слабоумие совсем не вписывалось в общую концепцию нового святого. Пришлось с огромной натяжкой привязать покушение 1918 года. Якобы именно пуля Каплан так сильно подорвала  богатырское здоровье Ленина.

Представь, что нету ада. Ведь это так легко

В «красных уголках» теперь появляются портреты Ленина. Таким образом заменяются иконы. Трио Ленин-Маркс-Энгельс заменило образ Троицы, то есть Отца, Сына и Святого духа. Одно время Энгельса на барельефах заменял Сталин, но концепции это не меняло.

Апофеозом создания нового образа стал девиз: «Ленин жил, Ленин  жив, Ленин будет жить!» До этого в сознании русского человека сильнее смерти был только Христос. Лишь он умер, но продолжает жить. Кстати, в новой религии Страны Советов нашлось место воскрешению и второму пришествию. В пропагандистской литературе говорилось, что советская наука уже смогла сохранить тело Ильича нетленным, и совсем скоро ученые найдут способ оживить отца русской революции.

Марксистский научный атеизм участь человека после смерти перенял из индуизма. Согласно этому ученью высшая цель любой души - нирвана, или абсолютное небытие. Реинкарнация катает души всех живых существ на колесе Сансары, и даже божество через несколько тысяч жизней может оказаться в аду. Вырваться из замкнутого круга и раствориться в вечности могут только очень просветлённые, и для этого им понадобятся миллионы перерождений. В учении научного атеизма для того, чтобы достичь абсолютного небытия, хватит одной жизни, и для этого делать ничего не нужно. Если же нирвана - это не совсем то, что тебе хотелось бы, то можно себя утешить, что уж в гееену огненную, на муки вечные, ты точно не попадешь.

Как власти скрывали шокирующие катастрофы в советском Казахстане

Неудивительно, что у нового учения появилось так много поклонников.

Новая религия просуществовала почти 70 лет. В перестроечные времена, когда СССР ещё существовал, но коммунистическая идеология уже умерла, люди, оставшись без духовной идеи, ринулись за новыми знаниями к экстрасенсам, колдунам а то и в тоталитарные секты. Так уж устроен человек, что ему нужно во что-то верить.

Сейчас на постсоветском пространстве большинство людей вернулись к традиционным религиям, но 1 мая, 8 марта и Новый год, как и прежде, объединяют все конфессии.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи