Опубликовано: 3200

Из-за чего перекупщики повышают цены на еду в Казахстане - эксперт

Из-за чего перекупщики повышают цены на еду в Казахстане - эксперт Фото - Тахир САСЫКОВ

Одна из самых злободневных тем для обсуждения последнего времени - растущие цены на продукты питания в Казахстане.

О том, как на вопрос ценообразования влияют перекупщики "Каравану" рассказали вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева. Кроме этого о своей нелегкой доле поведал и сам перекупщик.

– Ситуация стабильная: затраты у всех растут, посредников меньше не стало. Все тупо уперлись в товаропроизводителя. А товар надо перевозить, хранить… В этой части подвижек мало. Потому что торговля ни в одну госпрограмму не входит. Этот сектор бизнеса стал одним из самых рискованных. Новый год, Наурыз, начало учебного года и 8 Марта, какие-то мелкие праздники – вот пики, когда торговля что-то зарабатывает.

– А поборы на рынках? Они же входят в цену – торговое место, контейнер, уборка, коммуналка…

– Требования к владельцам рынков постоянно ужесточаются: они должны отвечать стандартам чуть ли не мирового уровня. А у нашего населения мировые зарплаты? Торговым предприятиям приходится брать кредиты. Какие проценты в банках – все знают: 20–25 процентов. Вот почему цены растут. Дальше. Где хранилища для плодов и овощей? Предприятия по переработке? Где калибровка, упаковка – это тоже денег стоит. В валюте! На нашем рынке практически нет новых технологий. Оборудование приходится закупать за границей. Инвесторов тут можно пересчитать по пальцам. Зато остался разрыв между производителями и торговыми сетями.

– Потому что “вход” на прилавок денег стоит?

– Торговле нужны регулярные поставки в постоянных объемах с возможностью их наращивания в пиковые периоды. И, конечно, высокое качество. А если у товара непрезентабельный вид, нет надлежащей фасовки и упаковки – кто станет брать? Люди готовы немного переплатить, но взять то, что радует глаз. Выживают мелкие магазины и рынки – потому что у них дешевле, чем у больших ритейлеров… Есть закон о кооперации сельхозхозяйств. Появляются какие-то агроагломерации. Прежде всего молочников и производителей мяса. Но не овощей-фруктов. Ими никто заниматься не хочет. Потому что дорого их хранить. А они быстро портятся и теряют свой товарный вид… Да коммунальные услуги! Они в первую очередь влияют на удорожание. Думаю, задавать вопросы о стоимости продуктов питания уже пора монополистам: горячая и холодная вода, свет, канализация, тепло. Они тоже в какой-то мере посредники между полем и прилавком!

Жибек Ажибаева
Жибек Ажибаева. Фото - ortcom.kz

– Жибек Турихановна, на что чаще всего жалуются члены вашей ассоциации?

– Помните, пару лет назад началась модернизация базаров? Решили превратить их в торговые центры. И по всей стране пошла волна странных пожаров. В некоторых случаях выявили умышленные поджоги. Кто поджигатели, так и не установили. А люди потеряли огромные деньги. А кто восстановит? И вот цены опять полезли вверх. Так что в какой-то мере в этом росте виноваты власти…

Владелец транспортно-логистического ТОО Андрей:

– Да, я тот самый спекулянт-перекупщик, которого в СМИ матом кроют (смеется). А кто мои затраты считал? У меня КамАЗ, три грузовые “Газели”, один старый ЗИЛ и почти новый ГАЗ. Калькулятор есть? Смотрите. Зарплата водителям – раз. Техобслуживание – два. Горючее – три. Амортизация – четыре. Текущий ремонт – пять, они же не по автобанам катаются? А когда дороги станут платными?.. Ну, вы понимаете. Шесть – грузчики. Товар нужно загрузить-разгрузить. Местные производители такие цены за это ломят, что дешевле нанять гастарбайтеров из Киргизии. Я с ними уже шесть лет работаю – по официальному договору. Раньше конфетой расплачивался.

– Чем-чем? Конфетой?!

– Это мы так зарплату в конвертах называли. Дальше семь – склады. Я на свои деньги два построил: один для картошки, второй для других овощей-фруктов. И холодильник для мяса от частников под кредит купил. Восьмая проблема – коммуналка, тарифы, охрана, налоги.

– А не проще сразу вывозить товар на базары и в магазины?

– У кого-то – пара тонн картохи в буртах приготовлена, у кого-то две-четыре туши коров или баранов. У мелких фермеров пока все это добро соберешь-закупишь-загрузишь в машины – минимум две сотни километров намотаешь. Помидоры-огурцы, лук, чеснок, перец, зелень – партии маленькие! Пока их скомплектуешь для продажи – день-два уходит. Оптовики вообще не хотят иметь дело с мелкими поставками! И еще требуют всякие сертификаты, даже на яблоки и сливы, когда сезон на них в разгаре. Это уже девятая проблема. И она тоже имеет цену. Налоги и другие отчисления в государственную кассу – десятая. Те, которые действуют, – они против бизнеса. Но приходится их платить. У меня семья… Как слова о важности продовольственной безопасности превратились в тост

– Но вы же без убытка работаете? Кстати, какая у вас маржа?

– На чем-то 5–7 процентов, на чем-то в праздники – 60–70. Пару раз, да, поднимал до 120–140 процентов. Но знаете, что напрягает?

– Любопытно.

– Если власть сделает схему, как сократить путь продуктов от фермы и поля до прилавка в виде единой государственной транспортно-логистической компании – а эта идея давно на поверхности, – то депутатам не надо будет драть глотки в СМИ, чтобы выглядеть защитниками народа.

– Тогда и вам придется искать другую нишу в бизнесе?

– Я могу вписаться в эту схему, потому что за 18 лет наработал связи, поставки. Но боюсь, что кто-то этим воспользуется и однажды выжмет меня с рынка.

– Андрей, а почему свою фамилию не хотите озвучить, название ТОО?

– Я и так много наговорил. У меня бухгалтерия “белая”. Но до пенсии еще далеко…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи