И, как оказывается, такого объема экспорта нефти для нашей страны недостаточно, чтобы только на этом ресурсе построить всю экономику, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
По данным аналитиков инвестиционного банка «Халык финанс», в пересчете на одного гражданина страны выручка от экспорта углеводородов в Саудовской Аравии составляет 15 тысяч долларов. В Норвегии — 37 тысяч долларов. В два раза больше в ОАЭ — 64 тысячи. И совершенно запредельная — 321 тысяча в Катаре. Все это позволяет этим странам не только вкладывать деньги в экономику страны, но и откладывать на будущее и поднимать уровень жизни своих сограждан.
В Казахстане ситуация иная: на каждого казахстанца приходится только 2,5 тысячи долларов от экспорта нефти. В Азербайджане это 3 тысячи, а в России — только 1,6 тысячи.
Выручка от экспорта углеводородов (нефть и газ)
При этом, отмечают авторы исследования, поток нефтедолларов постепенно сокращается. Наибольшую выручку в расчете на душу населения Казахстан получал в 2011-2013 гг. в размере 3,5 тысячи долларов, когда нефть стоила больше 100 за баррель. Однако начиная с 2015 года поступления от нефти в среднем не превышали 2 тысяч долларов в год. На это повлияли снизившиеся нефтяные котировки, стагнация в нефтедобыче республики и сокращение объемов экспорта газа.
Важное ограничение на поступление нефтедолларов для Казахстана – это соглашения о разделе продукции (СРП). Их условия непрозрачны, и по ним нет достоверной картины в плане раздела выручки. К примеру, в рамках разработки Кашагана, по оценке «Халык финанс», в республике остается только треть от всей выручки. Остальное уходит на возмещение, в первую очередь, вложений иностранных инвесторов.
Довольно невысокие по мировым меркам показатели реального вклада нефтегазового сектора в экономику страны должны стать причиной для пересмотра подходов в сфере экономической политики, считают эксперты «Халык финанс». Избыточные ожидания от нефтедобычи стимулируют иждивенческие настроения в обществе, на удовлетворение которых в стране нет необходимых ресурсов.
Почему попытки использовать цены на нефть как оружие всегда плохо заканчивались
Так, к примеру, постоянное ограничение тарифов на различные услуги населению, с одной стороны, обеспечивало низкую стоимость последних, с другой – генерировало отрицательный уровень рентабельности для компаний, предоставляющих соответствующие услуги. В итоге износ мощностей во многих важных секторах экономики достиг критических пределов, но ресурсы на их восстановление крайне ограничены и дорогостоящи.
Решение проблемы простое и болезненное – увеличить прозрачность и ответственность по вопросам социально-экономической политики.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Главную елку зажгли в Алматы
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новогодние елки засияли во всех районах Астаны
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте 21 декабря зажгут главную ёлку
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Туризм
Во сколько обойдется иностранцам новогодняя ночь в Астане и Алматы
Медицина
Почему в Казахстане не доверяют медицине
