"Госорганы могут наломать немало дров": как заставить коррупционера стать честным инвестором - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+9 °C
Алматы
2024 Год
12 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Госорганы могут наломать немало дров": как заставить коррупционера стать честным инвестором

"Госорганы могут наломать немало дров": как заставить коррупционера стать честным инвестором

Законопроект «О возврате государству незаконно приобретенных активов» Мажилис отправил в сенат на прошлой неделе. Независимые эксперты считают, что документ своевременный, но отдельные статьи требуют доработки и уточнений. Иначе, как отметил юрист в области финансов Алексей Шмидт, «наши госорганы могут наломать немало дров».

  • 21 Июня 2023
  • 17212
Фото - Caravan.kz

Законопроект предусматривает «создание специального госфонда и управляющей компании для аккумулирования возвращенных активов и финансирования социальных и экономических проектов, направленных на повышение благосостояния народа Республики Казахстан».

Еще пара кормушек для чиновников?

— Я не очень понимаю, зачем нужен специальный фонд и управляющая компания, их уровень полномочий и степень ответственности, — Шмидт выдерживает осторожную паузу. — Есть Нацбанк и минфин, которые рулят финансами страны. Еще один фонд благосостояния? Еще одна кормушка для нескольких десятков клерков? Дублирование функций? Фонд и компания, скорее всего, будут подотчетны Нацбанку, минфину и правительству в целом. Не проще ли воткнуть в госбюджете эти поступления отдельной статьей? Мы же хорошо помним, что случается с ребенком, у которого семь нянек. Рискну предположить, что за эти деньги между министерствами может начаться большая драка.

— Алексей Николаевич, президент Токаев призвал вкладывать возвращенные активы и имущество в страну, в новые производства.

— Вот и я про это же.

Справка «Каравана»

На заседании правительства в апреле Касым-Жомарт Токаев заявил: «Я хочу сказать гражданам, которые хотят вернуть средства и способствовать процветанию нашей страны: инвестируйте в новые индустриальные проекты, открывайте новые производства и создавайте новые рабочие места в Казахстане. Тогда не возникнет никаких проблем с этими активами и их владельцами».

— Допустим, я олигарх. Хочу вернуть на родину сколько-то миллионов незаконно выведенных тугриков, — Шмидт задумывается. — И вложить их в какое-то производство на родине. Я что – должен перечислить эти мои деньги в какой-то фонд? И какая-то управляющая компания будет указывать мне, как я должен распорядиться? Не смешите наших прокуроров!

— В документе есть нормы, которые призваны «стимулировать добровольную передачу государству незаконно выведенных активов».

— Пока не ясно, как они будут стимулировать на самом деле. Скорее всего, этот механизм будут дорабатывать по ходу игры. Потому что я вижу здесь дуали. Очевидно, что в этот фонд попадут деньги, нажитые преступным, коррупционным путем. Если они вернулись на родину благодаря действиям прокуратуры и силовых органов – это одна история. Возможно, именно этими активами и станет распоряжаться управляющая компания. Мы пока не знаем всех деталей. Если в результате добровольной акции – это уже другая история. В Казахстане хватает честных предпринимателей, которые заработали свои капиталы законным путем. Часть из них, да, хранила свои капиталы в иностранных юрисдикциях. Но если добровольно вернули… Мое мнение: чтобы этот закон заработал, нужно принять несколько нормативных актов, которые бы сняли эти вопросы. Я думаю, что у главных фигурантов этого документа вопросов сегодня еще больше.

Понять, простить, принять?

За неделю до одобрения законопроекта парламентская фракция «Ак жол» напомнила, что с 2013 года поднимает в Мажилисе проблему возврата в Казахстан незаконно выведенных капиталов. «Светлопутейцы» однозначно «за» этот закон. Но, по словам лидера партии Азата Перуашева, «вызывает вопросы «снисходительность» данного законопроекта по отношению к бенефициарам незаконно нажитых капиталов». В частности, фракция считает, что «объектом закона должны стать лишь те, кто разбогател не собственным трудом, а на коррупции, злоупотреблении властью, рейдерством».

По сути, об этом же говорит и Алексей Шмидт.

Особое недоумение (если не гнев) акжоловцев вызвало предложение разработчиков «при определенных условиях не наказывать и даже оставлять часть незаконно захваченного имущества тем, кого уличили в нелегальном обогащении на 10 млн долларов и более. А как тогда быть с Уголовным кодексом РК, где к коррупционным нарушениям в особо крупном размере относятся преступления на сумму свыше 150 тысяч долларов?..  Получается, что за кражу велосипеда или мешка муки тебя посадят, а за кражу 100 миллионов долларов – войдут в положение»?

Акжоловцы предложили поднять планку ответственности со 100 миллионов долларов «до более адекватных параметров». То есть до тех же 150 тысяч долларов.

А дальше – еще радикальнее. Как заявил г-н Перуашев, он против создания «некоего консультативно-совещательного органа, который после изучения обстоятельств выносит рекомендации Генеральной прокуратуре о включении в реестр лиц, обладающих незаконными активами, и о принятии мер по возврату их активов». Кто войдет в этот орган? С какими полномочиями?

В конце марта юрист Николай Сенин в интервью «Каравану» скептически отнесся к вероятному созданию такой структуры. Тогда были только версии и предположения. Уже лето. А ясности нет.

— Понятно, что в этот орган войдут представители Нацбанка, минфина, Генпрокуратуры, все силовики. Я вам еще весной об этом говорил. Очень похоже на состав Совета безопасности. А зачем такой дубляж? Интересная ситуация.

Развяжите парламенту руки!

Предложение Азата Перуашева: «Вместо безликой консультативно-совещательной комиссии более правильным было бы создание парламентской комиссии по расследованию незаконно выведенных активов. И она давала бы свои предложения Генеральной прокуратуре, как это принято в демократических государствах. Партия «Ак жол» много лет говорит о наделении парламента правом парламентского расследования. Мы предлагаем возложить заявленные функции на комиссию по парламентскому расследованию, в которую помимо депутатов могли бы войти представители общественности и госорганов».

В феврале 2013 года в интервью Азат Турлыбекович на вопрос, кто мешает внедрить в Казахстане институт парламентского расследования, сильно разозлился. Вот фрагмент того разговора:

— В правительстве и парламенте есть лоббисты, которые откровенно закрывают эту тему. Все видят, как отдельные чиновники нарушают законы! И они уходят от ответственности. Вы сами об этом пишете!

— Силовики, члены правительства, акимы?

— Я что, прямо сейчас должен вам всех поименно назвать?.. Почти 30 тысяч казахстанских чиновников скрывают свои активы за рубежом

Июнь 2023 года: «Самые коррумпированные чиновники идут сегодня на самые наглые хищения, будучи уверованными в то, что, несмотря на большие сроки, спустя год-два выйдут по УДО и уедут к спрятанным миллионам. Потому необходимы меры, чтобы выявленные мздоимцы не смогли воспользоваться зарубежными заначками. И доживать свое в Казахстане».

Как? Акжоловцы нашли гениальное решение.

— Мы предлагаем ввести такую ограничительную меру, как запрет на выезд из страны для лиц, осужденных за коррупционные преступления и незаконный вывод капиталов. Если их лишить возможности уехать к выведенным активам и жить там «на полную катушку», — сказал Перуашев, — то, даже сокрыв их от следствия, но оставаясь в стране, они будут вынуждены возвращать похищенные средства, хотя бы в виде инвестиций.

Вот вам и один из вариантов «стимулирования добровольной передачи государству незаконно выведенных активов». Отличный выбор между кнутом и пряником.

Как выйти из сумрака без потерь?

По данным мажилисмена Ерлана Барлыбаева, законопроект о возвращении незаконно нажитых капиталов приведет к сокращению теневых активов. Но не указал, когда и в каких объемах. Министр национальной экономики Алибек Куантыров вслед за ним отметил, что сейчас «теневая» экономика в Казахстане составляет 25-27 %, а к 2025 году «есть задача» снизить этот показатель до 14 %». За счет чего? Этого закона?..