Для цифровизации нужен Интернет - Караван
  • $ 514.65
  • 544.6
-4 °C
Алматы
2024 Год
8 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для цифровизации нужен Интернет

Для цифровизации нужен Интернет

Высвобождение трудовых ресурсов в условиях автоматизации производства, формализм в работе госаппарата, невысокий уровень владения казахстанцами английским языком – эти риски нужно учесть при реализации Послания главы государства.

  • 25 Января 2018
  • 1368
Фото - Caravan.kz

К такому выводу пришли участники “круглого стола” “Новые возможности Казахстана в условиях четвертой промышленной революции”, который прошел в Назарбаев Центре.

– Задача экспертного сообщества – всесторонне проанализировать потенциальные возможности по ключевым направлениям Послания, основные риски, проблемные моменты и барьеры, которые могут возникнуть на этом пути, – обратился к участникам дискуссии Ержан САЛТЫБАЕВ, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Н. Назарбаева.

Цифровизация – одно из важных направлений, о которых шла речь в Послании. Она коснется всех сфер – от агропромышленного комплекса и строительства до социальной политики и госуслуг.

По мнению эксперта ИМЭП экономиста Сергея ДОМНИНА, этот процесс может затянуться, учитывая, что сейчас страна борется даже не за качество Интернета, а за его наличие. Выход во Всемирную сеть есть далеко не в каждом доме, и уж точно не на каждом предприятии. И это большая проблема, уверен эксперт.

– Без широкополосного доступа ни о каком промышленном Интернете, ни о какой индустрии 4.0 говорить вообще не стоит! Потому что это база. Если мы говорим об индустрии второй технологической революции, там электричество было такой средой. Ведь бессмысленно говорить о стиральной машине и электродвигателе, если у вас нет электричества? Тут то же самое, – поясняет экономист.

Чтобы ускорить цифровизацию производственных процессов, нужно решить несколько задач.

– Первое – я не вижу пока мер, которые бы государство принимало, чтобы провайдеры активнее занимались интернетизацией. В целом ее уровень у нас не очень высокий, как и качество Интернета. По факту доля населения, охваченного Интернетом, – это примерно 76–78 процентов. Но везде ли это широкополосный доступ? То есть нужны стимулы, чтобы его обеспечивать, – считает Сергей Домнин. – Второе: компаниям, которые занимаются такими услугами, важно понимать, насколько этот рынок хорошо будет себя чувствовать.

До недавнего времени, говорит эксперт, провайдеры очень активно боролись за потребителя, снижая цены. В итоге это негативно сказалось на объеме инвестиций.

– Создание новых линий – это очень большие капитальные затраты. Притом что мы не можем рассчитывать на дешевые иностранные заимствования, компании вынуждены доставать их из оборотки. Это не очень комфортная ситуация в целом. И вот когда она решится и, возможно, будут найдены какие-то стимулы для провайдеров, тогда дело сдвинется. Пока же этой инерции не хватает, чтобы говорить о сумасшедших прорывах, – констатирует Домнин.

Подвигнуть частников на дополнительные траты могли бы налоговые преференции, считает экономист. Но могут быть найдены и другие эффективные способы взбодрить этот приоритетный сектор. В любом случае государству предстоит искать их совместно с бизнесом.

В дискуссии, организованной Фондом Первого Президента РК – Елбасы и Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП) при ФПП РК, приняли участие ведущие политологи, социологи, экономисты, историки. По итогам встречи сформулированы рекомендации и предложения для заинтересованных государственных структур.

АСТАНА