Утром 1 марта пассажиров маршрутов 1, 1Э, 18, 27 и 9 ждал сюрприз в виде объявления следующего содержания:
"Граждане льготники! У акимата нет средств на оплату вашего проезда, поэтому просьба. Пожалуйста, оплатите его самостоятельно!", — сообщает корреспондент медиа-портала Caravan.kz.
Эти маршруты обслуживает частная транспортная компания «Павлодарский автокомбинат». Маршруты популярные, занимают 25% рынка. Уже после обеда акимат города Павлодара распространил информацию о том, что льготная система продолжает действовать. Сообщение подкреплено видеообращением директора предприятия Александра Панченко.
— То, что сегодня произошло, это, по сути дела, произойти не должно было. Потому что договоренности были достигнуты с акимом города. В данный момент наши автобусы работают в обычном режиме, объявление снято, – говорит бизнесмен.
Это заявление он сделал по завершению оперативного совещания в акимате города Павлодара, где вновь была озвучен злободневный вопрос. Дело в том, что перевозчики неоднократно просили пересмотреть размер возмещения за перевозку льготных категорий граждан. Они заявляли, что не в силах поддерживать социальную идиллию, к которой стремятся власти Павлодара. Ведь именно этот областной центр много лет славится тем, что целых 17 категорий граждан могут рассчитывать на проезд по «особым» тарифам. Самая многочисленная группа почти в 60 тысяч человек – пенсионеры – ездят в автобусах и трамваях со скидкой в 50%. Инвалиды второй группы, которых более трех тысяч, пользуются правом бесплатного проезда. Как и почти пяти тысяч сирот, членов многодетных семей, учащихся колледжей. Еще есть десять малочисленных категорий, которые транспортники обязались возить за свой счет и слово держат. Среди них, например, ветераны войны, инвалиды первой. Но льготную перевозку семи, самых емких категорий граждан они просят возмещать из бюджета в полной мере.
Сумма, выделяемая по бюджетной программе 024 «Организация внутригородских общественных перевозок по возмещению расходов за предоставление бесплатного, льготного проезда семи категорий» в 2019 году составила 335 млн тенге. Деньги распределили, как и прежде, пропорционально доле в общем пассажиропотоке, но увеличили число получателей. Директор автокомбината рассказал, что провел собственный мониторинг и выяснил, что в его автобусах, охватывающих четверть городских перевозок, осуществляется 24 тысячи льготных поездок в день. Если бы люди оплачивали полную стоимость, то за смену выходило бы 1,5 млн тенге. 77 млн, выделенных на год, по его словам, хватает на возмещение 5 тысяч таких поездок в день (230 тысяч тенге). В Семее стариков и инвалидов лишили льготного проезда в общественном транспорте
— Разве в нашем законодательстве указано, что бизнес бесплатно работать должен? А как мне предприятие содержать, заработную плату сотрудникам выдавать? – вопрошает г-н Панченко.
С тем, что расчеты акимата изначально не соответствовали действительности, согласны и другие предприниматели. Они просят пересмотреть объем финансирования, а чтобы не было расхождений, оперативно провести исследование и точно узнать – сколько человек обслуживает каждая фирма. Пока мониторинг не проведен, просят на четыре месяца в договорах указать сумму прошлого года.
Две недели назад частные компании написали письмо в акимат и предупредили, что с 1 марта работают по рыночным правилам. Два крупных игрока – «Автобусный парк №1» и АО «Трамвайное управление принадлежат акимату и в спор не вступают. В итоге, слово свое сдержал только «Автокомбинат».
В отделе ЖКХ акимата пояснили, на чем строили собственные расчеты.
— Ежегодно «Корпорация для граждан» предоставляет данные о гражданах, попадающим в льготные категории. Но мы не знаем, сколько из них общественным транспортом пользуются. Поэтому уполномоченный орган в расчет взял половину из них и каждому определил по 16 поездок в месяц, – говорят в госоргане.
Власти не отказываются провести новый мониторинг. Но сначала надо найти сертифицированную фирму, которая сможет предоставить точные данные. Только на их основе можно будет пересматривать бюджетную заявку на возмещение расходов траспортников. Просят отсрочки в несколько месяцев.
Ирина Адылканова
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу