Опубликовано: 7000

Что минздрав ответил правозащитнику, выступающему против запрета на фото- и видеосъемку в учреждениях здравоохранения

Что минздрав ответил правозащитнику, выступающему против запрета на фото- и видеосъемку в учреждениях здравоохранения

Напомним, общество по защите прав потребителей Кызылординской области в лице его президента Серика Тенизбаева пытается доказать незаконность введенных в стране запретов на аудио- и видеосъемку в медучреждениях и в машинах неотложки.

Запрет введен повсеместно, но начали правозащитники со своего региона. Они обратились к прокурору Кызылординской области Бижанову с просьбой проверить, не превысила ли свои служебные полномочия главный санитарный врач Кызылординской области, введя запрет на фото- и видеосъемку в медучреждениях в своем постановлении «Об ограничительных, в том числе карантинных мерах в Кызылординской области». В постановлении прямо говорится:

«Запрет на проведение аудио- и видеосъемки в организациях здравоохранения, машинах скорой медицинской помощи, в помещениях, определенных местными исполнительными органами для карантина, а также при оказании медицинской помощи на дому медицинскими работниками, проведении эпидемиологического расследования в очаге, проведении опроса и анкетирования больных и контактных».

В ОЗПП считают, что этот запрет попирает конституционные права казахстанцев.

«Данный пункт постановления главсанврача Кызылординской области противоречит пункту второму и третьему статьи двадцатой Конституции РК, - пояснил «Каравану» Серик Тенизбаев. – Где сказано, что каждый имеет право получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Конституционное право, предусмотренное пунктом 2 статьи 20 Конституции РК, реализуется в пределах и порядке, определяемыми законами, и не входит в установленный пунктом третьим статьи 39 Основного закона страны перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни в каких случаях. В соответствии с пунктом первым статьи 39 Конституции оно может быть ограничено только законами и лишь в той мере, которая необходима в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Заявление правозащитников из прокуратуры Кызылординской области перенаправили в комитет санитарно-эпидемиологического контроля минздрава РК. Ответ оттуда за подписью председателя комитета Есмагамбетовой пришел.

В нем говорится:

«Комитет санитарно-эпидемиологического контроля министерства здравоохранения Республики Казахстан, рассмотрев ваше обращение относительно проведения проверки на предмет законности и возможного факта превышения полномочий главным санитарным врачом Кызылординской области, сообщает следующее. В соответствии с пунктом вторым статьи 20 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

Согласно пункту первому статьи 39 Конституции оно может быть ограничено только законами и лишь в той мере, которая необходима в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Вместе с тем отмечаем, что норма, запрещающая проведение аудио-, фото- и видеосъемки в учреждениях здравоохранения, в машинах скорой медицинской помощи, в помещениях, определенных местными исполнительными органами для карантина, а также при оказании медицинской помощи на дому медицинскими работниками, проведении эпидемиологического расследования в очаге, проведении опроса и анкетирования больных и контактных, принята в целях нераспространения сведений, охраняемых законодательством РК. А именно пунктами 1 и 2 статьи 273 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» установлено, что персональные медицинские данные, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья лица, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют тайну медицинского работника.

Не допускается разглашение сведений, составляющих тайну медицинского работника, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей».

В ОЗПП Кызылординской области такого ответа просто не поняли.

«Крайне обескуражен им, - сказал Серик Тенизбаев. – Называется «притянули закон за уши» ради каких-то своих интересов. Так пространственно можно объяснять любые действия. Но Конституция – превыше всего!».

Тем временем в медчреждениях региона появились таблички, напоминающие о запрете на аудио-, фото- и видеосъемку в помещениях. И никто не может объяснить гражданам, как быть в ситуации, например, когда бабушка вызвала скорую и ей нужно записать на видео визит врача, чтобы потом запись отправить своим детям, внукам, живущим в других городах и переживающим за старушку? Или будет ли нарушением общение с родственниками по видеосвязи, когда ты лежишь в стационаре? А запись занятий лечебной физкультурой, чтобы дома повторить упражнения, тоже нарушение? А сфотографировать выписанный тебе врачом рецепт на лекарственные препараты тоже незаконно?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи