Этой и другой полезной информацией поделились спикеры международной конференции по образованию EdCrunch Reload 2022, что прошла в Алматы. Подробности — в материале корреспондента медиапортала Caravan.kz.
Чему должны учить в школах?
Дети — очень яркий индикатор работы системы образования, школы, учителей. Мой сын, студент колледжа, недавно признался: на отдельных школьных уроках вместе с одноклассниками играли в разные игры, спали, потому что было скучно — и детям, и учителю. В колледже он не пропустил ни одного занятия. Какими должны быть школы будущего? Чем можно заинтересовать подрастающее поколение, которое живет в гаджетах?
Глобальный эксперт по вопросам образования, председатель и член различных экспертных групп Гер ГРАУС уверен: в будущем останутся и школы, и учителя, но они будут изменяться:
— Обучение в школах будущего должно больше служить ребенку, чем коллективу, школе. Мы много лет посылаем детей в школы, чтобы они смотрели вперед, поднимали руку, так было и сто лет назад. И школы сильно отстают.
По мнению спикера, в них мало места, например, для спонтанного любопытства. Часто детей обучают тому, чтобы они служили только экономике. Но забывают об искусстве, которое тоже влияет на развитие молодого поколения. И очень важно, чтобы ребенок сам нашел для себя любимый вид занятий, который будет его вдохновлять, развивать. Обучение должно происходить и вне стен учебного заведения, и в этом подрастающему поколению должны помогать взрослые. Как и рассказывать об имеющихся в мире профессиях. Как показал один из экспериментов профессора, часто дети мечтают лишь о тех профессиях, о которых знают (пилота, врача, водителя, мойщика окон), потому важно открывать для них границы.
— Школа должна стать местом, где дети уверенно столкнутся с будущим, научатся справляться с неожиданными ситуациями, людьми, у них должна быть цель. Технологии будут их слугами, а не лидерами, — продолжает эксперт. — Лидерами останутся хорошие учителя. Одно из ремесел прекрасного учителя — подобрать пазлы, мозаику, партнерство, которые усложняют учебный процесс, но за это ему и платят. Надо лучше знать своих учеников, это помогает выстраивать с ними отношения.
Адекватные коммуникации и свобода выбора
Отдельная дискуссия конференции Как конкурировать с роботами, и чему учить детей — рассказали эксперты была посвящена критическому мышлению как суперсиле. Это качество указывают работодатели при поиске претендентов на вакантные должности, оно же — дополнительный «плюс» CV. В каком же возрасте его развивать? Стоит ли абсолютно все подвергать сомнению? Если да, то где искать истину, когда Google выдает 500 разных вариантов?
— Исследования классических психологов показывают: определенные мыслительные операции недоступны людям до определенного возраста. Стадия формальных операций, которая связана с абстрактным мышлением, по старым исследованиям формируется в 14-15 лет, сейчас, возможно, раньше, — говорит заведующий лабораторией проектирования образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Тарас ПАЩЕНКО. — Но это не значит, что мы не можем с раннего детства , когда человек начинает понимать, владеть речью, формировать в нем какие-то ценности. С детьми надо разговаривать, объяснять, почему то или иное явление формируется так, узнавать его мнение на этот счет…Если у ребенка возникает образ взрослого человека, который не просто раздает указания, а объясняет, почему нужно поступить тем или иным образом, ребенок эту модель усваивает и после воспроизводит.
— Словом, в основе — адекватные коммуникации и свобода выбора , — резюмировала теле- и радиоведущая Тутта ЛАРСЕН.
Открытость, общение, четкое представление того, какую цель вы преследуете, подвергая сомнению информацию, чтение, изучение разных источников — это и многое другое помогает развить полезный навык. Обратная сторона критического мышления — креативное мышление: человек не только должен подвергать все сомнению, но и творить. Проверяй и твори.
Волшебное слово «почему»
Искусство переговоров — еще один навык, необходимый современному человеку так же, как коммуникабельность, открытость. Этому не учат в школах, а ведь обладай каждый из нас определенными знаниями по управлению конфликтами, многих опасных ситуаций, неприятностей удалось бы избежать. А если смотреть шире — мир мог бы стать другим. Своими знаниями поделился ведущий эксперт по проведению переговоров, основатель NEST Group Моти КРИСТАЛ.
—Я вообще веду переговоры с плохишами — террористами, киберпреступниками, — рассказывает эксперт. — Знаете, чем террорист отличается от тещи? С террористом можно договориться! В последние годы я берусь за сложные случаи, когда у людей очень тяжелые ситуации. Я работал на четырех министров Израиля, участвовал в переговорах израильско-палестинского конфликта. Есть израильтяне, уверенные, что палестинцы хотят их убить, и, наоборот, есть палестинцы, считающие, что их хотят убить израильтяне. Это большая ошибка, допускаемая нашим мозгом. Важно усвоить: два человека смотрят на одну и ту же реальность с разных сторон и видят разное. Мы — разные и всегда разными глазами смотрим на одну и ту же ситуацию.
По словам спикера, чтобы преодолеть конфликт, надо разобраться и как можно чаще задавать вопрос оппоненту «почему?».
Чаще главная причина конфликта — желание справедливости, чтобы к твоему статусу отнеслись с уважением, тебя услышали. Обычно, говорит спикер, мы не думаем о том, что происходит в голове у другого человека, в чем причина его поведения. А важно попытаться разобраться — что же послужило мотивом такого поведения? Каков подлинный интерес оппонента, какими глазами он смотрит на мир? И, наконец, попытаться залезть в его шкуру.
Всегда отделяйте человека от проблемы. Дайте возможность людям высказаться, сбросить свои эмоции. Скажите, что понимаете их, но не одобряете их поведение.
Чему же детей могут научить в школе?
— Прививать культуру взаимного уважения, учить обращаться с людьми так, как вы хотите, чтобы обращались с вами, — продолжает эксперт. — Корень этой мудрости — в принципе взаимности. Демонстрируйте уважение к ученикам, даже если вы не во всем с ними согласны. Это важный принцип работы с террористами, киберпреступниками. Когда я веду переписку с киберпреступниками, всегда пишу: «Мы ценим ваш профессионализм».
И второе — обучить детей и самим не реагировать на ситуацию на основе быстрой диагностики. Если мой студент не сдал вовремя работу, я никак не буду реагировать до тех пор, пока не узнаю, почему так получилось. И только потом смогу правильно реагировать.
Ну а если человек оказался в центре конфликта, Моти Кристал рекомендует вспомнить слова великого переговорщика Роджера Фишера: «нужно подняться на балкон», точнее, выйти из помещения, где происходит конфликт. И — подумать.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
