Опубликовано: 1100

Блеск и роскошь: как выглядели троны казахских ханов

Блеск и роскошь: как выглядели троны казахских ханов Фото - Wikimedia Commons

Хотя казахи были кочевниками, у их правителей были атрибуты, которые обычно "приписываются" только представителям оседлой культуры.

Все знают, что новоиспеченного хана в знак получения им этого титула представители степной знати поднимали на белой кошме. Потом присутствующие разрывали этот войлок на кусочки и забирали с собой на память.Однако кошмой дело не ограничивалось.

Редакция Caravan.kz рассказывает, на чем сидел хан после избрания.

Так как хан обычно избирался из торе, большинство связанных с правлением традиций также перешло к казахам от монголов.

Чингисхана часто изображали на особом помосте, который исследователи считают походным вариантом трона. Помост был достаточно большим, чтобы вместить двух человек, и отличался богатой отделкой из дорогой, ярко окрашенной ткани и расписных деревянных бортов.

Но этот вариант использовался только во время поездок. Скорее всего он складывался, чтобы удобнее было транспортировать.  

Когда же Чингисхан находился в своей ставке, он занимался государственными делами, сидя на полноценном троне. Больше всего описаний монгольской обстановки можно найти в китайских источниках.

"Он восседает в кресле [- сиденье] северных варваров, украшенном головами драконов, обложенными золотом", - сообщает один из них, составленный Чжао Хуном  в 1221 году.

Такое сиденье можно увидеть на старинных миниатюрах.

Позже его унаследовали следующие правители Орды.  

"Кресло, в котором восседает татарский правитель в шатре, - как сиденье проповедника в будийском монастыре и так же украшено золотом", - описывает трон Угэдэя китайский дипломат Сюй Тин, который встречался с ним в 1235-1236 гг.

Со временем трон стал эффектнее. Европейцев поразила роскошь сиденья, выбранного ханом Гуюком.

"Трон же был удивительным образом вырезан из слоновой кости. На нем также были золото и драгоценные камни, и, если мы правильно помним, жемчуга. И по ступеням он поднимался на этот [помост], который сзади был круглым", - пишет монах Плано Карпини, побывавший в ставке хана в XIII веке.

Ему вторит брат Бенедикт Поляк, составивший в 1247 году свое "Донесение". Почему мы забыли про казахов в России - казпресса

"Итак, будучи введены в Сыра-Орду, то есть в ставку императора, они увидели его [в следующем облике: он], имел [на голове] корону, блистал удивительным одеянием, сидел посредине шатра на некоем помосте, многообразно украшенном золотом и серебром и снабженном сверху решеткой, на который поднимались по ступеням, [пользуясь] четырьмя различными лестницами", - говорится в этом старинном тексте.

Хан Бату не отставал.

"Длинное и широкое позолоченное ложе; к трону вели три ступени; сидели же на троне правитель с госпожой", - такое описание оставил другой монах - Гильом де Рубрук, который в 1253-1255 годах побывал у монголов по поручению французского короля Людовика IX.

Так старинный летописец изобразил визит князя Ярослава к хану Бату, который находится в правом верхнем углу рисунка.

Предполагается, что этот трон позже передавался от правителя к правителю под названием "золотой столец Саин-хана".

В XIV веке традицию продолжил хан Узбек.

"…деревянный престол, обложенный серебряными позолоченными листиками; ножки его из чистого серебра, а верх усыпан драгоценными камнями. Султан садится на престол; с правой его стороны хатун Тайтуглы и рядом с нею хатун Кабак, а с левой стороны - хатун Баялун и возле нее хатун Урдуджи", - рассказал Ибн Баттута, в 1334 году побывавший в ставке хана, которая находилась, как предполагают ученые, возле Пятигорска.

И так - до основателей Казахского ханства.

"Преодолев долгий путь, Джāнибек-султан прибыл в Степь. Кāсим-хану доложили о прибытии Джāнибек-султана. Кāсим-хан направил ему навстречу степных аксакалов, и те, оказав Джāнибек-султану почет и уважение, препроводили его к Кāсим-хану. Приглядевшись, он увидел Кāсим-хана, который, как свирепый див, восседал на Чингизхановом троне (بر بلای تخت چنگیز خانی), сделанном из чистого золота; и четыре угла этого трона были сделаны в виде льва, леопарда, тигра и дракона. На голове у него была украшенная драгоценными камнями корона Чингиз-хана (کلاه چنگیز خانی) стоимостью в семьдесят тысяч туманов", - говорится в источнике начала XVI века.

Историки упоминают, что трон был и у Абулхаира. Например, сидя на троне, он принимал посланцев во время правления Хивой в XVIII веке.

"Хан сидел на ханском месте, которое учреждено амбоном (возвышение — Н.А.), и оное покрыто персидским ковром, а на ковре подушка бархату красного, на которой Хан сидел, и на нем надета челма красная шелковая…", - записал российский участник тех событий Гладышев.

Но постепенно ханский трон остался только в устном народном творчестве, окончательно сменившись кошмой.

Ярким таким примером являются обращения Бухар-жырау к Абылай-хану, например:

"Эй, Абылай!
В двадцать пять достались тебе счастье и трон".

А также более позднее:

На золотом троне [сидя],
объединил ты три жуза.

Оба раза используется слово "тақ", которое обозначает именно царский трон, престол.

Искусствоведы предполагают, что так трон казахских ханов выглядел после переделки для московских правителей.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи