... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Белорусский вопрос на европейской повестке дня

17.09.2020

По мнению эксперта ИМЭП, проведение демократических преобразований является оптимальным решением, которое позволит не только стабилизировать обстановку внутри страны, но и гарантировать сохранение конструктивных отношений с ЕС.

Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик рассказала об обсуждении ситуации в Беларуси на сессии Европарламента.

Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение эксперта полностью:

"Выступая на сессии Европарламента, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в очередной раз указал на отсутствие желания Европы признавать результаты выборов в Беларуси. Назвав Александра Лукашенко нелегитимным президентом, глава европейской дипломатии выразил общий подход европейских политиков к ситуации в Беларуси.

Можно не сомневаться в том, что еще до саммита ЕС, запланированного на 24-25 сентября 2020 г., решится вопрос со списком лиц, в отношении которых Брюссель применит санкции по обвинению в репрессиях и фальсификации выборов в Беларуси.

Вплоть до анонсирования списка остается открытым вопрос о включении в него Александра Лукашенко. Очевидно, что часть государств ЕС выступает в поддержку идеи объявить действующего главу Беларуси персоной нон грата. Латвия, Литва и Эстония уже запретили въезд ряду белорусских чиновников, включая президента, в соответствии с законом о международных санкциях.

Однако подобные действия на уровне ЕС окончательно перекроют каналы коммуникации с Минском, который в последнее время и так перестал поддерживать диалог с европейскими партнерами. В подобных обстоятельствах призывы Брюсселя организовать перевыборы под наблюдением ОБСЕ не будут иметь шансов на практическую реализацию.

Вместе с тем очевидно, что даже если Александр Лукашенко окажется вне санкционного списка отношения между ЕС и Беларусью претерпят ряд трансформаций. В частности, можно ожидать активизацию контактов Евросоюза с представителями гражданского общества, что наглядно подтверждает решение Европейской комиссии направить €2 млн для оказания помощи жертвам репрессий и €1 млн - на поддержку гражданского общества.

Тот факт, что власти Беларуси отказываются вступать в диалог европейские политики в первую очередь связывают с растущей поддержкой Минска со стороны Москвы. При усугублении текущих геополитических трендов может создаться ситуация, при которой российский и европейский вектора внешней политики Беларуси не смогут существовать параллельно.

В этом отношении оговорка Жозепа Борреля об Александре Лукашенко как о «нелегитимном президенте Украины» может оказаться не случайной. Безусловно, белорусский внутриполитический кризис отличается от событий в Украине. Однако ухудшение отношений действующих белорусских властей с ЕС может подтолкнуть страну к необходимости выбора между европейским и российским направлениями во внешней политике.

Вместе с тем ситуация в Беларуси явно указывает на потребность в проведении политического реформирования. Для Казахстана важно, чтобы его ближайшие соседи не были подвержены влиянию дестабилизирующих факторов. В данных обстоятельствах проведение демократических преобразований является оптимальным решением, которое позволит не только стабилизировать обстановку внутри страны, но и гарантировать сохранение конструктивных отношений с ЕС".