Аристановы, Эрназаровы, Чариповы и другие: как быть с искаженными казахскими фамилиями - Караван
  • $ 514.65
  • 544.6
-4 °C
Алматы
2024 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аристановы, Эрназаровы, Чариповы и другие: как быть с искаженными казахскими фамилиями

Аристановы, Эрназаровы, Чариповы и другие: как быть с искаженными казахскими фамилиями

Примеров искаженных казахских фамилий можно привести целое множество, они повсеместны и касаются очень многих казахстанских семей.

  • 17 Февраля 2022
  • 62638
Фото - Caravan.kz

На днях известный казахстанский эксперт в языковой сфере и автор серии книг «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков поднял тему, вызвавшую активное обсуждение среди казахстанцев, передает медиа-портал Caravan.kz.  

«Раньше у казахов, впрочем, как и у многих других народов, не было фамилий. В казахском социуме функцию удостоверения личности выполняло имя и родовая принадлежность человека. В XIX веке в Российской империи начали вводиться фамилии для всех подданных, в том числе и для бывших крепостных крестьян, которые ранее писались по имени их владельца, и для евреев, и для – понятное дело – инородцев из колоний, для всех, кто раньше не имел фамилий.

Понятно, что родовые имена, служившие «киргизам» паспортами, русские писаря во внимание не брали и документировали казахов, записывая их фамилии по именам отцов, подобно тому, как это делалось в России. Так продолжилось и в советское время, однако вся соль заключается в том, что и при царе, и при коммунистах записывали так, как слышалось, особо не заморачиваясь. Поэтому сейчас, если не большинство, то половина казахских фамилий точно записана с искажениями», — рассказал Тасибеков.

В качестве примера эксперт привел те фамилии, которые попадались ему за последнее время:

Авгамбаева, Азгушкарова, Аристанова, Асавбаев, Аубекеров, Байгущикова, Балфанбаев, Баурджанов, Бафубаева, Бердикан, Даулетярова, Джолдыбекова, Джуваров, Едресов, Жагуфарова, Жалимбет, Жаманчинов, Жилкайдаров, Жубанышев, Жуманьязов, Зайт, Ильбисинова, Испусинов, Исхахов, Камериданов, Карычалова, Кдрсиков, Наурзбаева, Нсанова, Нюсупова, Обжепарова, Очегаров, Рпашева, Рскельдиева, Сдыков, Срашев, Увальжанова, Умыргалеева, Утесов, Чарипов, Черниязданов, Черьязданов, Чильдебаев, Чинасилова, Чужебаев, Чуйванчлиев, Чукмаитов, Шаривхан, Шуншалина, Эрназаров.

«Например, моя фамилия также записана неправильно – Тасибеков. Имени Тасибек не существует в природе, есть Тасыбек. Следовательно, я должен был бы писаться Тасыбековым. Кстати, моего отца звали Ғалым Джабеевич, его отца звали Жәбей. И я помню, как однажды мы с братом задали отцу вопрос, почему мы не Жабеевы (как семья его брата), и, может, нам поменять фамилию.  Отец сказал, как отрезал: «Мен жетім болдым, нағашының қолында өстім. Фамилияға тиіспендер!» («Я осиротел и воспитывался родственниками матери. Фамилию не трогайте!») Эти его слова остались нам с братом как завещание», — поделился писатель.

В комментариях под публикацией эксперта огромное количество пользователей принялось за активное обсуждение обозначенной господином Тасибековым темы. Судя по комментариям людей, очевидно, что проблема, действительно, носит практически массовый характер и вызывает большую озадаченность общественности. 

 

 

 

Отечественный эксперт, историк и преподаватель Самат Курмангалиев в свою очередь отметил, что тема затронута очень важная, поскольку искажение имен и фамилий в той или иной степени коснулось очень многих казахских семей.

«Если мы взглянем на историю, то в древности у казахов, действительно, было только имя, и по прошествии определенного временного отрезка к нему добавлялось какое-нибудь слово, характеризовавшее его – Богенбай-батыр, Бухар-жырау… То есть в качестве полного имени выступал социальный статус человека.

Появление первых казахских фамилий берет начало в XVIII веке, а окончательно они утвердились после революции 1917 года. Однако до этого периода с XVIII века фамилиями считались родовые имена. Это понадобилось для зачисления казахов в царское время в учебное заведение, в армию или, к примеру, на госслужбу», — отметил наш собеседник.

Историк также отметил, что мужские фамилии были производными от имени отца, деда, прадеда и говорили о том, что данный человек принадлежит к тому или иному роду. По большому счету, фамилиями назвать их нельзя, скорее, они указывали на происхождение и родовую принадлежность.

«Что касается советского периода, то тогда инициалы, присваиваемые казахам, соотносились с русскими. После установления советской власти началось массовое присвоение фамилии русского образца с окончанием -ов, -ев, -ин к имени отца или деда.

По поводу искажения казахских фамилий в советский период – соглашусь, тема весьма важна и актуальна, ибо это затронуло, если не абсолютно каждую, то, возможно, каждую вторую казахскую семью. К примеру, имя Бақыт, которое означает счастье, можно встретить в вариантах Бахит или Багыт. Или фамилия популярной советской актрисы Натальи Аринбасаровой, наверняка, также является искажением варианта Орынбасарова. Каирбек вместо Қайырбек, Эркин вместо Еркін – примеров можно привести целое множество, они повсеместны и, повторюсь, касаются очень многих из нас.  

Другой немаловажный момент. Как мы знаем, с обретения независимости казахи стали отказываться от окончаний русского образца в своих фамилиях – кто-то таким образом отдает дань уважения старшему поколению, а некоторые считают, что, отказавшись от -ов и -ев в пользу -ұлы и -қызы или в пользу нулевых окончаний, вернутся к истокам. Так или иначе, это как раз таки способствует исправлению неправильных написаний фамилий, допущенных в советское время.

Как нужно подходить к решению этой темы. С одной стороны – это личное дело каждого человека, но с другой – опять же это вопрос истоков и поколений, вопрос исторического и национального характера, несущий в себе большую культурную ценность. История как наука — открыта для интерпретаций, а потому, на мой взгляд, подходить к этой теме нужно комплексно, даже с научным подходом, с привлечением заинтересованных и компетентных групп специалистов», — подытожил Курмангалиев.

Возвращаясь к Канату Тасибекову, стоит подчеркнуть, что писатель, как и многие, приветствует замену или добавление казахских окончаний в фамилии, однако при этом считает, что подходить чересчур категорично к этому вопросу не стоит.

«С получением независимости начался процесс избавления от аффиксов «-ов», «-ев», «-ин» и замены их на казахские «-ұлы» или «-қызы», которые в последнее время сменяются на нулевое окончание, то есть просто имя отца или деда принимается за фамилию. И это здорово, я это приветствую и поддерживаю, тем более, что это позволяет избавиться от неправильного написания имен и фамилий», — отметил эксперт. — Мне лично кажется, что лучше принять правило, чтоб имя деда или отца, данное сыну или внуку как фамилия, оставалось неизменным в дальнейшем. Наше поколение было бы счастливейшими людьми, поскольку наши имена остались бы фамилиями для всех последующих поколений, однако, к сожалению, такого правила не зафиксировано. Менять фамилии на специфические казахские, конечно же, нужно, но все же я считаю, что не стоит чересчур категорично подходить к этому вопросу с позиции: поменял фамилию – патриот, не поменял – не патриот. Мне не кажется, что наши, например, Президент или премьер-министр стали меньшими патриотами Казахстана от того, что еще не поменяли своих фамилий», — подметил Тасибеков.