20 лет социальной турбулентности: как "Эйр Астану" трясло под управлением Питера Фостера - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
20 лет социальной турбулентности: как "Эйр Астану" трясло под управлением Питера Фостера

20 лет социальной турбулентности: как "Эйр Астану" трясло под управлением Питера Фостера

Питер Фостер возглавлял компанию с 2005 года. И за двадцать лет "Эйр Астана" успела попасть в большое количество скандалов.

  • 8 Октября
  • 7153
gov.kz

О причинах кадровой перестановки не сообщается, в официальном сообщении от «Эйр Астаны» Фостера благодарят и сообщают, что он «продолжит сотрудничество с Группой в качестве Старшего советника Совета директоров». Поэтому о том, почему именно сейчас, можно только предполагать или верить его жене Татьяне, которая намекнула в посте Instagram о том, что её муж сделал это ради семьи, чтобы не «жить по разные стороны континентов». Так или иначе, новости в последнее время всё более невесёлые: компания не справляется с количеством возвратов, в 2024 году акции непрерывно падали, чем тревожили инвесторов. А сам Питер Фостер не раз оказывался в центре скандалов, которые отнюдь не шли на пользу репутации «Эйр Астаны». Что интересного произошло за 20 лет, разобрался медиапортал Caravan.kz.

Что хорошего

Есть у «Эйр Астаны» объективные заслуги, так что начнём «за здравие». В 2009 году, когда Еврокомиссия внесла почти все казахстанские авиакомпании в чёрный список из-за неудовлетворительного авианадзора, компания Питера Фостера стала единственным исключением. Для неё сделали ограничения, нельзя было расширять географию полётов, но хотя бы осуществлять их — можно было.

Вместе с министерством транспорта и коммуникаций «Эйр Астана» работала над тем, чтобы добиться снятия ограничений, и в 2014 году это им удалось. 28 стран Евросоюза по безопасности полетов единогласно проголосовали «за». Остальные казахстанские авиакомпании получили такую возможность только в 2016 году.

За 20 лет компания стала гигантом на рынке Казахстана. В 2024 году Фостер получил награду Airline Business Award, а в этом году компания перечислила акционерам 19,1 млрд тенге дивидендов.

Ну и в целом, если говорить начистоту: кормят на бортах «Эйр Астаны» обычно довольно неплохо, телевизоры в каждом сидении помогают скоротать полёт, да и вообще, если вам везёт, опыт с этой компанией может быть довольно хорошим.

Но если не везёт…

Что плохого

Поговорим о теневой стороне, которой компания как будто почти не стесняется. Если всё идёт по плану, сотрудникам довольно легко, следуя протоколам, обеспечивать достойный уровень услуг. Но как только происходит ситуация, к которой нельзя было подготовиться, тут всякое начинается.

Отношение к тем, кто уязвим

Больше всего удивляет то, что компания, которая с позиции сильного должна бы проявлять заботу о тех, кто менее защищён, вместо этого угнетает их. Отношение к детям в «Эйр Астане» не раз становилось поводом для общественного возмущения. Питер Фостер занимал свою должность около года, когда выявили, что «Эйр Астана» брала больше денег за детские билеты, чем имела право. По закону пассажиры 2-15 лет имеют право на льготу, чтобы путешествовать за 50 % от стоимости авиабилета. Но национальный авиаперевозчик решил, что нужно брать за каждого по 76 % — видимо, Питер Фостер считал, что все равны, но он несколько равнее.

Но дальше — хуже. Только за последние годы медиасферу ужаснул случай с тяжелобольной пятилетней девочкой Инсаф, которую заставили проходить пограничный контроль в обычном порядке и не организовали адекватную её состоянию логистику до аэропорта. Через месяц она умерла, а суд установил, что это всё ухудшило состояние девочки, и назначил «Эйр Астане» штраф в 5 миллионов тенге. Ребёнка они, понятно, не вернут.

Был и случай с 12-летней Зере, которую не пустили на рейс Fly Arystan и оставили одну в аэропорту Астаны из-за того, что авиакомпания заменила борт, а девочка стала 181-м и единственным пассажиром, которому не хватило места. И с десятилетним мальчиком, которого оставили на два дня в аэропорту Турции, потому что он не нашёл свой паспорт на пограничном контроле, и сотрудники авиакомпании рассудили, что тот сам виноват.

Но не только они становятся жертвами халатности сотрудников «Эйр Астаны». Люди с ограниченными возможностями тоже страдают, а потом ещё и вынуждены через суд доказывать, что потерять инвалидную коляску — это требует компенсации, ведь без неё человек прилетает в Таиланд и просто безвылазно сидит в номере.

Болеть перед рейсами «Эйр Астаны» и Fly Arystan тоже не стоит: даже если парализует обе ваши ноги и вы предоставите медицинскую справку о том, что перелёт запрещён, вам могут вместо возмещения полной суммы предоставить… ваучер. И то — на небольшую часть суммы.

Похоже, в случае с этими компаниями сила становится основанием совсем не для защиты. Можно возразить, что это же бизнес. Но разве такого ждёшь от того, кто позиционирует себя как национального авиаперевозчика?

Национальность под вопросом

Впрочем, статус компании ставит под вопрос ещё и тот факт, что её самолёты почему-то приписаны не к Казахстану, а к Ирландии. Сначала этому было хоть какое-то объяснение: дело в том, что из-за трудностей с требованиями ЕС с 2005 года воздушные суда числились в островном государстве Аруба, потому что их авиаконтроль удовлетворял международную организацию, и благодаря этому «Эйр Астана» могла летать в Европу даже тогда, когда другим казахстанским авиаперевозчикам это было недоступно. В 2016 году ситуация начала меняться, авианадзор в стране стал тщательнее, и местные авиакомпании стали открывать рейсы в Европу. Через пять лет самолёты «Эйр Астаны» стали постепенно выводить из реестра Арубы, только вот… приписали их в итоге в Ирландию.

«Для начала необходимо начать перевод воздушного флота в реестр Ирландии в рамках двухэтапного процесса, который занимает около двух лет. Мера позволит создать необходимые условия для соответствия нормативным стандартам EASA (Европейское агентство по безопасности полетов)», — объяснили тогда в МИИР РК. Только вот с тех пор прошло уже четыре года, а не два. И на момент 2024 года было известно, что в направлении перевода самолётов на баланс Казахстана не предпринималось никаких действий.

На вопрос — а когда? — отписки, а не ответы: «Учитывая международную обстановку и санкционные ограничения, нахождение воздушных судов в реестре западных стран позволяет получать преимущества нивелирования санкционных рисков и обеспечивает стабильность в получении своевременного технического обслуживания и запасных частей»; ««Эйр Астана» ни в коей мере не исключает вероятность регистрации своего флота на родине в будущем.»

С тех пор — никаких новостей об этом от вроде бы национальной авиакомпании, которая ещё размышляет, держать ли свои самолёты в Казахстане или лучше не стоит.

Забавный факт: в 2015 году Питеру Фостеру вручили звание кавалера ордена Британской империи за развитие британской авиации в Казахстане. Вот это «патриотизм».

Проблемы с ценами, качеством и безопасностью

Видимо, другим проявлением «патриотизма» можно назвать бесконечные проблемы, на которые жалуются пассажиры. Самая распространённая — завышение цен. Дошло до того, что в 2023 году после жалоб на постоянный рост цен антимонопольщики вместе с сотрудниками транспортной прокуратуры провели проверку и обнаружили «необоснованное взимание топливного сбора с каждого авиабилета», за что компанию оштрафовали на 6,7 млрд тенге. Жаль, что деньги пассажирам, которые переплачивали, никто не вернёт. Ещё жаль, что «дочку» это ничему не научило. Через год в похожий скандал угодила уже FlyArystan, которую уличили в хищении средств и «манипуляциях в ценообразовании».

Всё это наводит на мысль о том, что компания, видимо, руководствуется принципом: если где-то можно взять с пассажира больше денег — нужно брать. Вряд ли мысли о национальных интересах и благосостоянии населения — то, чем руководствуются в компании при принятии решений.

Но возмущает то, что при таких амбициях и попытках завышать цены качество отнюдь не безупречно, и речь не о придирках, а о массовых проблемах, на которые жалуются люди. К примеру, замена бортов «Эйр Астаны» на самолёты FlyАrystan уже набила оскомину пассажирам, а разницу в билетах за ухудшение сервиса между тем никто возвращать не собирается.

Другой бич обеих авиакомпаний — задержки рейсов. Особенно много на это жаловались в 2010-2011 годах. За 8 месяцев последнего у «Эйр Астаны» было 3,6 тыс. задержек из 21 тыс. рейсов, что составляет 17 %. То есть практически каждый пятый рейс выходил с задержкой. Казалось бы, с тех пор ситуация должна была измениться. Как бы не так — сейчас пунктуальность «Эйр Астана», по её же собственным данным, составляет 77 %, то есть задержки уже в 23 % рейсов.

Ну, ладно. Допустим, что это всё каким-то неведомым образом компании можно простить, если безопасность на бортах будет безупречной. Но и здесь не всё в порядке.

Авиакатастроф, к счастью, в истории авиакомпании нет, но есть случаи, которые заставляют тревожиться о безопасности. К примеру, инцидент с E-190 над Лиссабоном в 2018 году, когда случилась авиационная авария. Авиалайнер выполнял перегоночный рейс KC1388 по маршруту Алверка-ду-Рибатежу — Минск — Алматы, но очень быстро пилоты столкнулись с серьёзными проблемами с управлением. Им пришлось совершить аварийную посадку на авиабазе Бежа, и хотя из 6 человек на борту никто не погиб, один был ранен. Причиной произошедшего признали проблемы в техобслуживании.

Хотя зачем далеко ходить? Другая аварийная посадка произошла прямо в этом году по дороге в Актау и немало встревожила казахстанцев. И на этот раз там было не три пилота и три пассажира, а полноценно укомплектованный рейс, на котором началась паника. В этот раз никто не пострадал, но поскольку даже за осязаемые проблемы не всегда удаётся получить компенсацию, то моральный ущерб пассажирам, скорее всего, никто не возместит и подавно.

До кучи — пилотов «Эйр Астаны» несколько раз ловили на том, что они употребляли наркотики. Одного, из-за этого или из-за чего-то другого, увели из аэропорта прямо в наручниках. Тревожно от мысли, что пилоты могут позволять себе расслабляться таким образом. Хотя тяжело, наверное, быть сотрудником «Эйр Астаны», когда окружающие люди считают, что имеют право дать тебе в лоб, если им не нравятся какие-то обязательные нормы и они солисты популярной группы.

А на фоне всех этих проблем Питер Фостер дарит жене кольцо, которое, по прикидкам журналистов, должно стоить примерно 235 млн тенге. При том, что годовой оклад бывшего главы компании составлял 280 млн тенге. Впрочем, тяжело ли прожить в Казахстане на 45 миллионов?..

Итак, ушла эпоха. Теперь Питера Фостера сменит Ибрахим Жанлыел, с 2017 года занимавший должность исполнительного директора по финансам.

По словам пресс-службы, он работает в Группе компаний Air Astana с 2003 года. «Его вклад в развитие компании огромен, и он обладает богатым опытом как в деятельности группы, так и в авиационной отрасли в целом. Совет директоров выражает полную уверенность в том, что под его руководством Компания продолжит рост и достигнет новых успехов», — написано в официальном сообщении. Изменится ли компания к лучшему, или казахстанцев ждёт ещё больше скандалов?

Увидим.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта