Опубликовано: 3500

Жесткий лед Виктора Шашерина

Жесткий лед Виктора Шашерина

В 80-е годы алмаатинец Виктор Шашерин входил в число лучших конькобежцев не только СССР, но и мира. Он несколько раз обновлял мировые рекорды, становился призером чемпионатов планеты. Сейчас Шашерин живет в Америке, поэтому о его судьбе и карьере мы поговорили с человеком, который знает Виктора не хуже, чем родители, – первым и единственным его тренером Геннадием Чугальским.

По прозвищу Космонавт

– Виктора Шашерина в секцию коньков спортивного интерната города Алматы привел его двоюродный брат, – вспоминает Геннадий Иосифович. – Виктор учился только в четвертом классе, а в таком возрасте ребят в интернат в секцию коньков еще не брали. Но руководство интерната мне поверило, и Шашерин стал заниматься вместе со всеми. Жил он далеко от места занятий. Каждое утро ему приходилось очень рано вставать, чтобы из района улиц Ташкентской – Мате Залки к семи часам успеть к Казгуграду, откуда отъезжал автобус на “Медео”. Однако Виктор не пропустил ни одной тренировки. Даже когда добился первых успехов, то никакого зазнайства с его стороны не замечалось. Оставался таким же спокойным, восприимчивым к словам тренера. Виктор из небогатой семьи. Мама Антонина Александровна связала ему для занятий шапочку, за которую его прозвали Космонавтом. Вот он в ней четыре года и бегал, пока не выдали спортивную форму.

– Что еще кроме дисциплинированности отличало Шашерина от сверстников?

– Желание постоянно самому себе что-то доказывать. Помню, как-то после тренировки все ребята ушли со льда, а Виктор остался: поставил себе задачу пробежать “десятку”

(10 000 метров – самая длинная дистанция в конькобежном спорте. – Прим. авт.). А это 25 кругов. Вот это упрямство осталось у него с детства.

Прикрепили к Москве. Выступал за Казахстан

– В советское время спортом занималось очень много детей, но не все дорастали до званий рекордсменов мира и призеров чемпионатов планеты.

– Для ребенка очень важно попасть в свой вид спорта. Если у человека есть предрасположенность к той или иной дисциплине, то вкупе с работой тренера он может достичь высот. А если этого нет, то хоть как изворачивайся, ничего не выйдет. Виктор нашел свой вид спорта. Он с 12 лет выступал в соревнованиях профсоюзов, представляя общество “Спартак”. Как выиграл свои первые соревнования в Коломне в младшей возрастной группе, так каждый год ходил в призерах в своем возрасте. Получается, что все время он был на виду. В 1980 году Шашерин попал в молодежную сборную СССР, а через два года – во взрослую. И с тех пор уже не выпадал из обоймы.

– Как раз в то время Шашерин поменял красно-белые цвета “Спартака” на бело-голубые динамовские. Почему произошла смена спортобщества?

– Это я забрал его с собой в “Динамо”. В “Спартаке” очень медленно решали бытовые вопросы, тянули с предоставлением квартиры. Тогда я решил уйти в “Динамо”, где все условия быстро выполнили. К тому же Шашерина ведь в армию хотели забрать, приезжали за ним домой. А в “Динамо” та же служба. Прикрепили его к Московскому специальному пограничному училищу, но выступал он по-прежнему за Алма-Ату и Казахстан.

“Мы потеряли гарантированную олимпийскую медаль”

– В 18 лет Виктор установил на “Медео” неофициальный рекорд СССР в малом многоборье, а спустя год побил всесоюзные достижения на абсолютно разных дистанциях – 1000 и 10 000 метров. Так кем же больше был Виктор – спринтером или стайером?

– Вообще-то его коронка – 1500 метров. Шашерин был средневиком. Он хорошо бегал практически все дистанции за исключением, быть может, 500 и 10 000 метров.

– Тем не менее на Олимпиаде в Сараево в 1984 году Шашерин на своей любимой дистанции показал только восьмое время…

– Во время подготовки к Играм тренерский штаб сборной убрал из плана подготовки Виктора “пятерку” и стал готовить его на 1000 и 1500 метров. Я на тренерском совете в ноябре 1983-го сказал, что если не будет 5000 м, то не будет и медали. Как в воду глядел. В Сараево Виктора отправляли фаворитом. Но я знал, что максимум, который он может показать при таком плане подготовки, – место в десятке. В итоге 1000 м он пробежал с шестым временем, а “полуторку” – с восьмым. Зато после Олимпиады мы за месяц тренировок в Алматы так подготовились, что в марте на “Медео” он установил мировой рекорд на “пятерке”, первым в истории конькобежного спорта выбежав из 6 минут 50 секунд (результат 6.49,15 три года продержался лучшим в мире, а в СССР так и остался непревзойденным. – Прим. авт.). Так что в Сараево мы потеряли гарантированную медаль (победителем Олимпиады-84 на дистанции 5000 м стал швед Томас Густафссон со временем 7.12,28. – Прим. авт.).

Пик карьеры – чемпионат мира-1986

– В первый послеолимпийский год Виктор не был похож на себя, на чемпионате мира в Хамаре (Норвегия) в классическом многоборье стал только 16-м…

– В том году Виктор женился, семья стала отнимать время. Труднее было собрать себя в кулак, полностью сосредоточиться на спорте. Изменилось отношение к тренировкам. Хотя всплески происходили. К примеру, в 1989 году он установил рекорд Союза на “полуторке”.

– А как же чемпионат мира 1986 года в Инцеле (ФРГ), с которого ваш ученик привез четыре медали – одну серебряную и три бронзовые?

– Для Виктора это был лучший турнир в его карьере. Он до последней дистанции вел борьбу за золото в многоборье с голландцем Хейном Вергеером и нашим Олегом Божьевым, которые до этого уже становились чемпионами мира в 1985 и 1984 годах соответственно. В те годы чемпионатов мира на отдельных дистанциях не существовало, поэтому так называемые малые медали вручали по ходу соревнований в классическом многоборье. Так вот Шашерин стал вторым на “пятерке”, взял бронзу на 500 и 1500 м. Последней дистанцией была “десятка” – не его дисциплина. И в том, что Виктор являлся рекордсменом страны на 10 000 м, было больше везения. Последнюю дистанцию он закончил с 16-м временем и стал бронзовым призером в многоборье. Победил же Вергеер, а Божьев в итоге второй год подряд выиграл серебро.

Намудрили

– О соперничестве алмаатинца Шашерина и москвича Божьева в 80-е годы чуть ли не легенды слагали…

– Один год чемпионом СССР становился Шашерин, другой год – Божьев. Нередко по жребию они попадали в одну пару. Так, в 1988 году вместе бежали “пятерку” на чемпионате мира, который проходил на “Медео”. И не их вина в том, что они проиграли тот турнир. По регламенту страна-организатор могла определить своих конькобежцев в любую группу. Но не в первую же! В итоге “пятерку” бежали в районе полудня, на солнце +25 градусов, на льду – 5 см воды. А после обеда солнце зашло за Мохнатку, воду со льда убрали, и все “побежали”.

– Шашерин на том чемпионате мира даже на последнюю дистанцию не квалифицировался…

– На “полуторке” у него сбой произошел. На первом шаге зацепил себя за конек и разбил пятку. Хорошо хоть не упал, но финишировал с полным ботинком крови.

– Тот чемпионат мира вообще стал трагедией для советских конькобежцев. Лучший – Божьев, занял только итоговое место, а трое остальных, включая Шашерина, не пробились в число 16.

– Разочарование было огромным. У Олега к тому же мама в Алма-Ату приехала. В раздевалке он признался, что второй раз в жизни добегал “десятку” на автопилоте. Впервые это произошло там же, на “Медео”, во время чемпионата СССР 1985 года. Божьев и Шашерин разыгрывали титул между собой и последнюю дистанцию

10 000 м бежали в паре. У Виктора было преимущество: он мог проиграть не больше семи секунд. И вот последние круги, Божьеву на пальцах показывают его отрыв от Шашерина. Где-то за полтора круга до финиша Виктор включается в большом повороте и начинает разгоняться. У Олега, по его собственным словам, когда он услышал за спиной скрежет коньков, все оборвалось. За один поворот Шашерин отыграл целых 20 метров!

Усталость сделала свое дело

– Почему Виктор не поехал на Олимпиаду 1988 года в Калгари?

– Тогда в сборной СССР сменился главный тренер. Команду принял Борис Васильковский, а он в Шашерина не поверил.

– Разве отбор в команду проходил не по спортивному принципу?

– По спортивному. И здесь я не снимаю с Виктора вины. Отборочные соревнования проходили в Ленин-граде. 500-метровку ему предстояло бежать в паре с чемпионом мира 1987 года Николаем Гуляевым. Я Шашерина предупреждал, что Коля быстрее его и может “накрыть”. Тем более что Гуляев выбегал с большой дорожки, и Виктор должен был ему уступить. Но он не уступил и был дисквалифицирован, хотя и Гуляев в той ситуации повел себя не по-спортивному. Но вся разница была в том, что Шашерин – алмаатинец, а Гуляев – москвич. После 500-метровки Виктор психологически надломился и на оставшихся дистанциях выступил слабо. Хотя в том сезоне он затем в марте выиграл в Москве чемпионат СССР в многоборье.

– Когда Шашерин завершил выступления?

– Последние соревнования, в которых он участвовал, проводились в 1992 году. Однако я видел, что интерес он утратил после установления рекорда СССР на 1500 м в 1989 году. Виктор стал беспричинно пропускать тренировки. Пришлось ставить ему ультиматум: или тренируешься, или заканчиваешь. Шашерин решил закончить, перешел на работу в управление республиканского совета “Динамо”. Занимал должность старшего тренера по зимним видам спорта, решал общие вопросы. В 1994 году Виктор написал рапорт, уволился из МВД и уехал с женой в Америку, где и живет до сих пор. Его сын занимается велоспортом.

Сергей РАЙЛЯН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи