Опубликовано: 11000

Жакия ЧАЙЖУНУСОВ. Отец тысячи сирот

Жакия ЧАЙЖУНУСОВ. Отец тысячи сирот

Отечественные педагоги называли его казахским Макаренко, а тысячи сирот – отцом. 43 года своей жизни отдал Жакия ЧАЙЖУНУСОВ Кокпектинскому детскому дому. Захолустный, расположенный в отдаленном селе Семипалатинской области детдом вошел в тройку лучших интернатных учреждений СССР.

Трудные дети трудной эпохи

В 1933 году Кокпектинский детский дом занимал два крестьянских домика, в них размещались 150 детей. Они спали на матрацах, набитых соломой, укрывались одеялами из грубого шинельного сукна. Не хватало еды, одежды. А присланный из Семипалатинска молодой специалист Жакия Чайжунусов оказался первым сотрудником с педагогическим образованием. Когда же началась Великая Отечественная война, поток поступающих детей резко возрос, сюда прибывали ребятишки со всего Советского Союза.

Еще в первые годы своей работы Жакия Чайжунусов решился применять макаренковскую систему воспитания бывших беспризорников. Сначала в Кокпектинском детдоме появились небольшие мастерские: столярные, слесарные, строительные и швейные. Потом создали подсобное хозяйство, которое не просто позволяло научить детей трудиться, но и с лихвой обеспечивало нужды детдома. Сохранились отчеты заведующего подсобным хозяйством детдома Михаила ГОЛЫХ. По ним видно, что здесь была своя ферма, где содержали 300 голов крупного рогатого скота, свыше двух тысяч овец, большие посевные площади, огород и пасека. Ухаживали за всем этим хлопотным хозяйством сами дети в свободное от занятий время. И на столе всегда были мясо, молоко, картофель, другие овощи, кумыс и мед.

В итоге сложилась невероятная ситуация – сиротам, воспитывающимся в детском доме, завидовали ребята из полноценных семей! Ведь это были нелегкие военные и послевоенные годы, большинство аулчан жили впроголодь. А детдомовцы приходили на занятия в кокпектинскую школу, сытно позавтракав хлебом с маслом, молоком. После уроков их ждал полноценный мясной обед. Такой роскоши не было в обычных домах.

Чужого горя не бывает

В череде уроков и работы находилось время и для души. Каким чудом Жакия Чайжунусов сумел собрать еще в предвоенные годы полный комплект инструментов для духового оркестра и скрипичного ансамбля, сегодня, наверное, уже не скажет никто. Подобное количество музыкальных инструментов увидишь далеко не в каждом образовательном учреждении даже в наши благополучные времена. В детдоме также собрали богатейшую библиотеку, приглашали писателей, поэтов, артистов. Общение с ними было для ребятни настоящим праздником. Когда в годы войны в Семипалатинск эвакуировали Киевский академический театр имени Ивана Франко, Жакия Чайжунусович уговорил поработать с его воспитанниками солистку труппы Фаину ПОДТЯЖКИНУ. Она организовала кружки танца и пения, ставила с ребятами спектакли.

К концу 1960-х – началу 70-х годов детдом разросся до небольшого городка, здесь построили многоэтажные корпуса с центральным отоплением, водопроводом, клубом, спортзалом. На Всесоюзном конкурсе Кокпектинский детский дом занял третье место среди детских домов СССР. Но главным богатством Жакии Чайжунусовича были его воспитанники, которые относились к своему наставнику, как к отцу.

– Недавно наш знакомый поехал в Новосибирск, там зашел на СТО и, пока чинили машину, разговорился с мастером, – рассказала дочь педагога Найля ЧАЙЖУНУСОВА. – Когда тот узнал, что разговаривает с человеком из Семипалатинска, сразу спросил, знает ли он Чайжунусова, а потом гордо пояснил: “Это был мой отец”. Оказалось, он бывший выпускник Кокпектинского детского дома.

Секрет такого отношения и прост, и сложен.

“Безусловно, любить трудных подростков гораздо сложнее, чем хороших, – писал Жакия Чайжунусович. – Но первым нужно заботы больше, чем всем другим. Трудные подростки – это дети, обиженные судьбой, а чужого горя не бывает”.

В мае Жакие Чайжунусову исполнилось бы 100 лет. Педагог, новатор, единственный в истории СССР директор детского дома, удостоенный звания Героя Социалистического Труда. Сам он считал, что главная заслуга – успехи воспитанников:

– Когда вспоминаю тысячи сирот, получивших путевку в жизнь из нашего детдома, на душе становится легче, сердце наполняется чувством, которое трудно выразить словами.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи