Потребление алкоголя в стране падает, уверяют нас врачи. Им вторят и статистики. Об этом говорят и данные программы развития здравоохранения “Саламатты Казахстан”. Более того, сокращается и количество предприятий, производящих водку: 10 лет назад работали 52 ликеро-водочных завода, в этом – только 12.
Но это неполная картина, считают эксперты комитета государственных доходов. Их цифры показывают, что в республике появился новый и абсолютно законный способ набрать дешевый алкоголь и устроить праздник для души.
Достаточно зайти в аптеку и взять с десяток пузырьков медицинского спирта. Разбавляешь 90-процентный C2H5OH один к одному – и добро пожаловать к столу! Получается та же водка, гарантированно чистая, но в два раза дешевле.
Цифры комитета говорят, что потребление медицинского спирта начало расти в 2016 году, когда цены на водку начали быстро подниматься. Тогда в ЕАЭС была принята общая норма о контроле за оборотом алкоголя. В результате подскочил и акциз на водку. Потребитель отреагировал на рост цен по-своему.
Еще в 2015 году в Казахстане произвели 20 миллионов литров спирта. Из них 1,8 миллиона ушло в фармацевтику. В 2016 году производство выросло всего на полмиллиона литров, а вот на медицину отдали уже 4 миллиона. В прошлом, 2017 году, через аптеки прошло уже 4,7 миллиона литров. Рост – в два раза. О таких темпах водочники даже не мечтают!
Одновременно выросла и “медицинская” доля. Если в 2015 году на врачебные нужды уходила десятая часть спирта, то в прошлом уже 19 процентов.
– Мы поднимали эту проблему еще два года назад, когда увидели такое изменение рынка, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель ассоциации “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ. – Но тогда мы не находили ответной реакции у государственных органов. За это время проблема, видимо, только обострилась. Почему Казахстану сухой закон не грозит
Дело в том, что производители, перевозчики и продавцы алкоголя в Казахстане поставлены в очень жесткие условия. В этой отрасли платят три разных вида налогов и сборов: лицензия на производство спирта и напитков, лицензия на хранение и реализацию плюс акцизный сбор. Они составляют большую часть цены простой бутылки водки.
Один акциз на пол-литра беленькой составляет 950 тенге. А лицензия магазина в крупном городе – 100 МРП (240 тысяч тенге). Многие заводы и магазины попросту не потянули такие расходы и закрылись.
Кроме того, все участники рынка по закону не имеют никаких прав на любые виды преференций, подлежат регистрации как “налогоплательщик, осуществляющий отдельные виды деятельности”, регулярно отчитываются за движение промаркированных акцизными марками товаров. Да еще их регулярно проверяют на соблюдение правил реализации алкоголя по времени или несовершеннолетним – детям то есть. Вместе это дает налоговикам право законно кошмарить водочный бизнес хоть вдоль, хоть по диагонали. Ничего не поделаешь. Товар такой. И тут выясняется, что в системе зияет огроменная дыра. И тоже вполне законная.
“Согласно статье 463 Кодекса “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции, облагается по ставке акциза. При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 464 Налогового кодекса спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным госорганом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый для производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности, освобождается от обложения акцизом”, – говорится в письме комитета “КАРАВАНУ”.
Иначе говоря, КГД даже не может контролировать, куда и зачем уходит 4 с половиной миллиона литров спирта. При этом аптеки могут продавать спирт в любых количествах – без нормы в одни руки, в любое время и кому угодно. В принципе – даже ребенку!
А главное, КГД считает, что государство недополучает доходы с продажи этого товара. По грубой оценке это примерно 3 миллиарда денег. По размеру это больше, чем все штрафы и пени, которые получили Жамбылская или Атырауская область за год.
Ну, за конкуренцию!..
Алматы
Олимпийские Игры 2026
Медальный зачёт Олимпиады-2026 в реальном времени: кто лидирует и где Казахстан
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Цены на новые квартиры в Алматы растут рекордными темпами
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Президент Турции назвал сумму ущерба, который нанесли стране землетрясения
Бокс
Шесть золотых медалей завоевал Казахстан на турнире по боксу в Испании
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
1700 единиц спецтехники вышли на уборку снега в Астане ночью
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
Тысячи погибших и угрозы США – что происходит в Иране, и что думают об этом власти страны
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
Проект Основного закона готов для вынесения на всенародное голосование – Марат Шибутов
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
Справка на миллион: как чиновники дают зарабатывать легкие деньги бизнесу на медицине