Опубликовано: 6183

За союз нерушимый святых братских уз Или какая каша в головах наших "национал-патриотов"

За союз нерушимый святых братских уз Или какая каша в головах наших "национал-патриотов"

Казахстан отметил 72-ю годовщину Победы над фашистской Германией в едином строю с Россией, Беларусью и другими странами мира.

Не наш праздник?

Соседка на моей малой родине удивилась бы, если бы ей сказали, что Великая Отечественная война не была войной, в которой казахи защищали страну.

Батиме ТОКМАГАМБЕТОВОЙ не было и 18 лет, когда ей пришлось с другими ровесницами сесть за руль трактора. Все четыре военных года Батима возила сено, пахала землю. Это потом она превратится в полноватую женщину с нарушенным обменом веществ, а тогда совсем девочка, тоненькая, как молодой тополь, сутками не слазила с машины, чтобы только выполнить задание. И всю войну Нуринский район – один из крупнейших зерновых районов Карагандинской области – добросовестно снабжал хлебом селян и горожан.

Не меньше был бы удивлен и другой мой земляк, полный кавалер орденов Славы Муташ СУЛЕЙМЕНОВ. Как наш папа, Муташ-ага воевал с 1942 года и Победу встретил в Германии. Сержант, командир орудийного расчета 10 февраля 1945 года в одном из боев на территории Польши был ранен, но остался в строю. Домой вернулся только в октябре 1945-го. Принимал участие в Параде Победы в июне 1945 и 1985, 1995 годов.

После войны, окончив педагогический институт, работал учителем. Часто приезжал к нам в гости. Им с отцом было о чем поговорить. Но никто из них не слышал о том, что война была не наша или Сталин – тиран. Притом что и отец, и Муташ-ага не одобряли многое, что происходило в стране.

Более трех тысяч жителей Нуринского района ушли тогда на фронт – малая часть из 1 миллиона 200 тысяч жителей нашей республики. 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизии, 7 стрелковых бригад были сформированы в годы войны в Казахстане. Большая часть этих формирований с честью проявила себя под Москвой, Ленинградом, Сталинградом. Многие казахстанцы были награждены орденами и медалями за ратные подвиги, а 500 из них стали Героями Советского Союза, в том числе и два нуринца – Иван Колодий и Семён Лебедев.

Об отмене 9 Мая

Несколько лет подряд перед 9 Мая в социальных сетях и СМИ поднимается буквально вой, что не надо праздновать День Победы, а гвардейские ленточки чужды нам. Но если в прежние годы такие публикации были единичными, то в этом произошел настоящий всплеск. Среди тех, кто задавал тон, были два бывших вице-министра, экс-сотрудник одного из посольств. Столь мощная волна негативных комментариев и постов о Дне Победы невольно наводит на мысль, что она не случайна. Видимо, кому-то не по душе мир и покой в нашей стране.

Удивительно, что среди тех наиболее активно выступают против празднования Дня Победы и гвардейской ленточки люди, называющие себя патриотами.

В их числе, к примеру, небезызвестный востоковед Расул ЖУМАЛЫ. В своей статье в газете “Жас Алаш” он призвал отменить праздник, а 9 Мая объявить днем скорби и памяти. Стремясь доказать собственный тезис, сей господин ничтоже сумняшеся безбожно перевирает исторические факты и высказывания политиков. По его словам, президент РФ Владимир Путин “оскорбил братские народы”, когда сказал о том, что Россия могла бы победить в войне без помощи союзников. Да, Владимир Путин должен был сказать, что СССР (а не Россия) мог победить без союзников, но в данном случае важнее другое. Под союзниками российский президент имел в виду страны Запада, открывшие второй фронт. Но господин Жумалы, как востоковед, обязан хорошо знать историю Тегеранской конференции, и какие соглашения были приняты на ней. Он, видимо, забыл, что конференция закончилась 1 декабря 1943 года, а второй фронт открыли лишь в июне 1944 года, когда позади уже были Сталинградская и Курская битвы, после которых стало понятно, что Советский Союз побеждает. О какой тогда помощи “вольных и невольных союзников” говорит Жумалы?

Он пишет: “Только окончательно сломив дух свободы немецкого народа, Советский Союз в 1955 году официально объявил об окончании войны с Германией”. Никаких источников, подтверждающих эти слова, естественно, не указывает.

Другой посыл Жумалы затрагивает гвардейскую ленточку: “Еще один миф пропаганды нынешней власти Путина – георгиевская ленточка как символ Победы. Она не имеет никакого отношения к победе Красной армии”.

Не чудно ли, что, отрицая победу в целом, Жумалы сам же пишет о победе Красной армии? Подобная каша в головах так называемых национал-патриотов давно уже не удивляет, ибо большей частью невежественны эти люди. Вот и Жумалы берется рассуждать об этом атрибуте, не удосужившись узнать историю ее возникновения в СССР. А между тем эта лента имеет самое прямое отношение к ВОВ, поскольку медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.” имеет оранжево-черные цвета и учреждена 9 мая 1945 года. Еще раньше, в 1943 году, вышел указ об учреждении ордена Славы, который также имеет эти цвета.

Прежде чем писать такое, автору статьи не помешало бы пройти курсы ликвидации безграмотности, авось после этого он не стал бы столь вольно обращаться с историческими фактами.

Другой тезис Жумалы лично у меня вызвал гомерический хохот. Вот что он пишет: “Во-первых, эту войну развязали не казахи. Казахстан как страна, входившая в состав Советского Союза, была вынуждена участвовать в ней. Необходимо отметить: царская Россия и в Первой мировой войне пыталась в 1916 году втянуть в нее казахских жигитов. Однако наш народ, считавший ее чужой войной, поднял восстание. Спустя четверть века казахи, чья интеллигенция была полностью истреблена, а сознание отравлено советской пропагандой, признали Вторую мировую войну своей. Во-вторых, эта война проходила не на казахской земле, чтобы называть ее Отечественной”.

Ну что ни строчка, то перл, который можно считать апофеозом невежества и глупости.

Для начала скажу, что Жумалы опять соврамши. Восстание казахов в 1916 году было вызвано не мобилизацией, а тем, что у селян отбирали пахотные земли и пастбища, скот. Аккуратней бы, повторюсь, с историческими фактами. Про “отравленное сознание” и говорить не приходится, ибо здесь откровенная ложь. Именно чтобы не допустить врага на свою землю, тысячи казахов отправлялись на фронт. А в лесах Украины, Беларуси и России партизанили сотни казахов. Командирами партизанских отрядов были позже ставшие писателями Касым Кайсенов, Адий Шарипов, Жумагали Саин. Это о них говорит Жумалы?

Добытая с боем свобода

Остановиться столь подробно на публикации Расула Жумалы пришлось потому, что она вобрала в себя всё то, чем в преддверии 9 Мая полнился Интернет. Отрадно, что среди казахстанцев мало тех, кто верит подобным оракулам. И лучшее подтверждение тому – празднование Дня Победы в Казахстане. Только в одном Алматы в рядах “Бессмертного полка” прошли, по различным оценкам, более 60 тысяч человек. Примерно столько же толпились по обочинам улиц и в парках города. А в Караганде наиболее памятным событием в эти праздничные дни стала реконструкция взятия рейхстага, посвященная памяти земляка Рахимжана Кошкарбаева, который первым водрузил знамя над этим символом нацистской власти. Бессмертная армия. Алматы

Могут сказать, что официальные власти себя не проявили. Но и это будет неправдой. Да, конечно, сегодня страна переживает не самый легкий период, но и в этих условиях Казахстан вновь, как и в 2016 году, оказался впереди других стран постсоветского пространства по разовым выплатам пособий ветеранам Великой Отечественной войны. В Астане, к примеру, каждый ветеран получил по 1 570 долларов. Для сравнения: в России – 171 доллар.

И если "Бессмертный полк" был организован в целом по стране воинами-интернационалистами, ветеранскими организациями, военно-патриотическими клубами, то в Костанае акимат поддержал проведение шествия "Бессмертного полка", а в Усть-Каменогорске шествие организовал музей.

И лучшим ответом всем этим жумалы и прочим служат эти строки из поэмы поэта-фронтовика Жубана МОЛДАГАЛИЕВА:

Подлый враг нашу землю советскую топчет.
И пока это так, – слышишь, Родина-мать –
спать не сможет казах,
есть казах не захочет,
не сумеет любимую поцеловать.
Я – солдат своей Родины.
Надо – умру я
за союз нерушимый
святых братских уз.
И от всех наших наций
теперь говорю я:
украинец, и русский я, и белорус.
Всё мое здесь: добытая с боем свобода,
наших дней и бессонных ночей торжество.
На просторах страны нет такого народа,
чтобы братом своим не назвал я его.
На суровой войне и суровыми были,
и детьми мы, узнавшими радость и страх...
И когда у врага мы впервые отбили
нашу землю, ее целовал я в слезах.
Мы прошли сквозь огонь, сквозь великие беды,
но хватило на слезы счастливые сил.
Плакал я, когда светлое Знамя Победы
на рейхстаге у всех на глазах водрузил.
Как Егоров, Кантария,
гордо ступая,
на великий последний взошел
пьедестал
сын земли моей отчей,
казах Кошкарбаев,
и навеки солдатскою славою стал.

[X]