Опубликовано: 8300

Яркая звезда Востока: почему аль-Фараби называют Вторым Учителем

Яркая звезда Востока: почему аль-Фараби называют Вторым Учителем

В этом году великому ученому, имя которого носит Казахский национальный университет в Алматы, исполняется 1 150 лет. Выходец из страны Дешт-и-Кипчак стоял у истоков Восточного Ренессанса, был ярчайшим представителем классической арабо-мусульманской культуры начала ее расцвета. Второй Учитель, с почтением именовали его современники, он достиг высокой славы еще при жизни, но был прост в общении как с сильными мира сего, так и с обычными людьми,

воплощая в своих знаниях, делах и словах высшую духовность и мудрость.

Главная заслуга поэта и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби перед человечеством заключается в том, что благодаря ему и таким, как он, десяткам выдающихся личностей Востока, были спасены от забвения и возвращены в Европу труды Аристотеля и многих других античных авторов. Такого мнения придерживается Кайрат ЖАНАБАЕВ, кандидат филологических наук из Алматы.

Спасли европейскую культуру

– Конечно, аль-Фараби – яркая личность не только казахского народа и арабо-мусульманской культуры, но и всего человечества, – рассказывает Кайрат Жанабаев. – В свое время он, аль-Хорезми, Ибн Сина, Ибн Рушд и многие другие замечательные представители тюркской, персо-таджикской, арабской культуры переводили выдающихся поэтов, философов, ученых Античности и Средневековья.

И когда в Европе наступило время гонений, когда преследовали за передовые мысли, сжигали лучших ученых, поэтов и их книги, Восток стал спасителем и хранителем бессмертных достижений западной культуры от преступности и невежества инквизиции.

Они сыграли огромную роль в подготовке как эпохи Возрождения, так и просветительского движения Запада.

Ученые древнего и раннесредневекового Востока переводили, комментировали труды античных философов, математиков, физиков, астрономов, искусствоведов, например, Аристотеля, Евклида, Зевскиса и других авторов. Через свои переводы и комментарии они сохранили и донесли до человечества идеи знаменитых греков и римлян.

Вместе с тем по целому ряду наук они и сами были основоположниками. Всем известный термин “алгоритм”, мы знаем, исходит от отца математики аль-Хорезми, а научный образец самого первого лингвистического словаря в мире видим у Махмуда Кашгарского. Велика роль и аль-Фараби, выдающегося поэта и музыканта, математика и философа, физика, знатока истории и эстетики, которого на Востоке почетно именовали Вторым Учителем, имея в виду, что первый – Аристотель.

– Получается, аль-Фараби владел древнегреческим, латынью и многими другими языками?

– Да, по предположениям многих исследователей и согласно древней легенде, он знал более 70 языков. Полагаем, что туда входили различные диалекты арабского и других языков, но совершенно ясно, что не только он один, но и все выдающиеся деятели философии, астрономии, математики, искусства и медицины того времени читали в оригинале древних греков и римлян. Быть может, в то время были люди, знавшие больше языков, чем аль-Фараби, но дело не в количестве, а в результате. Аль-Фараби, безусловно, был полиглотом и энциклопедистом, гениальным сыном своей эпохи.

Время их деятельности в науке именуется Восточным Ренессансом. Они любили и изучали Античность и Средневековье и во многом поспособствовали быстрому расцвету Европы, спасли ее культуру от уничтожения.

Первый после Аристотеля

– Почему аль-Фараби называют Вторым Учителем?

– Потому что, как и многие гении Востока, он наследовал учение Аристотеля, его научную методологию. И также был замечательным педагогом, который ставил воспитание выше образования. И, как пишут известные фарабиеведы, ученые, во многом превзошел своего учителя. Но, думаю, что это их поспешное мнение.

Сам же аль-Фараби, как мы видим из его сочинений, с глубоким почтением относился к своему первому учителю, не только углубил, расширил взгляды и теории великого грека, но и, используя методологию Аристотеля, исследовал поэтическое наследие арабов, персов и других восточных народов. И дал пищу для размышления десяткам других своих последователей, приобщив их к источнику греческой мудрости.

Что наша жизнь? Борьба!

– А конкретно, что было сделано аль-Фараби в этой области искусства?

– В наше время в культуре появилась новая дисциплина – агонистика, наука о состязаниях. В Казахстане, как мне известно, ее сейчас активно изучают молодые исследователи. Аристотель и аль-Фараби писали об искусстве поэзии, ее жанрах, родах и видах в целом, упоминали о состязаниях, но в отдельное направление не выделяли.

Сейчас это стало серьезной и обобщающей наукой о культуре, состязаниях в любой ее сфере, конкуренции, о превосходстве и т. д. Проще говоря, агонистика – наука об агоне, а сам агон – искусство состязаний в спорте, айтысе, риторике, политике и т. д. Это современные чемпионаты и Олимпийские игры, различные конкурсы любого уровня и т. д.

В Казахстане наука агонистика несильно развита, хотя перспективы тут огромные, в Европе и России уже пишут монографии. Это узловая проблема гуманизма в спорте и искусстве, на что свое внимание обратил еще барон Пьер де Кубертен, поэт и философ, написавший свою знаменитую “Оду спорту”.

Аль-Фараби, как мы сказали, следовал Аристотелю, анализировал поэтические состязания. И сегодня, изучая восточную агонистику, наука не может пройти мимо такой исключительной фигуры, как аль-Фараби, внесшего, как и Аристотель, значимый вклад в развитие мировой и нашей национальной казахской состязательной культуры.

– Какую сферу состязаний он изучал?

– Из его трудов видно, что он касался только искусства поэзии, хотя у Аристотеля есть рассуждения о конных, поэтических, ораторских и спортивных состязаниях. Самые основные труды аль-Фараби в сфере состязаний – это “Большая книга о музыке”, “О канонах искусства поэзии”, “Об искусстве поэзии”, где он не только рассуждает о жанрах и видах восточной поэзии, но и сравнивает их между собой, сопоставляет их с греческой поэтической традицией. Он также удивительно рассуждает о природе метафоры и о том, что такое поэтическое и эстетическое.

Был ли убит великий философ?

– Что нам известно о смерти аль-Фараби?

– Есть несколько разных версий. Одна из них прочитана когда-то мной в книге “Очерки истории казахской литературы” замечательного культуролога и философа Ауэзхана Кодара. Известно, что аль-Фараби, как и полагается философам, ходил всегда пешком, с сумой для книг, перекинутой через плечо. Вероятно, что он решил отправиться из города Дамаска в Халеб (Алеппо) за книгами. Правитель Дамаска Сейф ат-Дауль предложил ему карету и небольшую охрану, поскольку дорога между двумя этими городами кишела грабителями.

Но разбойники все же напали на путешественников, аль-Фараби был убит, его ударили по голове набалдашником.

Правитель Сейф ат-Дауль был жестоким правителем, после случившегося он перевешал все мужское население этой местности.

Но всё это версии, предположения. Достоверно ничего не известно.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи