Опубликовано: 9600

У нас не убивают: что общего между террористом Кулекбаевым и обвиняемым в убийстве Дениса Тена Кудайбергеновым

У нас не убивают: что общего между террористом Кулекбаевым и обвиняемым в убийстве Дениса Тена Кудайбергеновым

Село Акай близ Байконыра взбудоражено тем, что СМИ называют Армана Кудайбергенова, подозреваемого в убийстве Дениса Тена, “уроженцем Акая”. Только люди перестали обсуждать преступление 2016 года - террориста Руслана Кулекбаева, который, как оказалось, тоже проживал когда-то совсем рядом, и тут новая трагедия – уже с Кудайбергеновым.

Называя аул Акай спутником Байконыра, трудно ошибиться.

Этот населенный пункт и был создан в 60-е годы как большое подсобное хозяйство для обеспечения свежим продовольствием города Ленинска, так раньше назывался Байконыр.

Официально поселение называлось совхозом № 22 Министерства обороны СССР, и проживали там около тысячи человек – люди работали на птицефабрике, фермах по разведению свиней и КРС, мясокомбинате, в теплицах. Был здесь даже свой пивной завод. И в самом деле – не из Москвы же пиво возить? Ведь Ленинск, как городок космический, имел московское обеспечение многими товарами. Байконыр и нынче официально приписан к Московской области.

После распада СССР космодром Байконур из союзной собственности перешел в ведение ставшей независимой Республики Казахстан. Для акайцев времена начались трудные – предприятия в их селе перестали работать, люди начали выживать кто как мог.

В 1994 году космодром с Ленинском был передан в аренду России за 115 миллионов долларов в год. Постепенно в самом городе Байконыре жизнь наладилась: с космодрома летали ракеты, предприятия Роскосмоса работали и платили людям зарплату, коммуналку отладили как часы.

Акай был больше не нужен в качестве “продовольственного придатка”. Он получил статус аульного округа и пошел по пути развития рядовой административной единицы Казахстана.

В России работать хотят все

– Сейчас население Акая – 5,5 тысячи человек, – рассказала аким аульного округа Гульсара ОМАРОВА. – Из них почти 3,3 тысячи – трудоспособные люди. Официально безработных всего 35, остальные работают, занимаются бизнесом, есть у нас и пять крестьянских хозяйств.

Что интересно, почти половина трудоспособного населения Акая работает в Байконыре, по сути дела – в России. И найти любую работу в этом городе, который, вот он, в 50 метрах за огромным забором с колючей проволокой, – мечта любого местного жителя.

Гульсара Омарова - аким Акая

Во-первых, по нашим меркам даже у специалистов без квалификации в Байконыре хорошая зарплата. Без институтского образования в системе ЖКХ, сервисе, простыми рабочими или сторожами на предприятиях Роскосмоса можно заработать 15–17 тысяч рублей. Зарплату в Байконыре обычно платят вовремя, трудовое законодательство соблюдается неукоснительно. Что еще нужно простому сельскому человеку?

За забором - Байконур

За забором - Байконур

– Да, жизнь поселков близ Байконыра, таких как наш Акай или соседний Торетам, немного отличается от жизни других казахстанских сел, – рассказывает Гульсара Омарова. – У нас, например, нет земли под общественные огороды, хотя трудно представить аульчан без бахчи или картофеля за околицей. Сейчас один местный юноша, получив по госпрограмме грант на бизнес, будет ставить теплицу. А так все овощи-фрукты привозные. Скот местные люди держат, но не так много, как в других аулах, и под присмотром пастуха. Есть граждане, экономящие на плате за выпас, и это нехорошо.

Безнадзорная скотина порой забредает в Байконыр, и нам бывает неудобно перед городской администрацией. В самом-то Байконыре ни у кого скотины нет, а наша, получается, портит им картину озеленения.

Крупных проектов бизнеса в Акае нет, зато много предприятий малого бизнеса. Аульная инфраструктура достойная: четыре детских сада, две школы, врачебная амбулатория, клуб, спортшкола. Если делать экскурсию по всем 39 улицам села, увидишь много чего интересного. Как незаметно попасть на Байконур и кто американца угощал бараньими ядрами

– Именно у нас в селе расположен единственный в Казахстане цех ТОО “МеаПрим”, который выпускает рипсы, – улыбается Омарова. – Это как бы чипсы, но из риса. Мы всячески поддерживаем предприятие, ведь оно не только держит марку производства готовых продуктов из кызылординского риса, но еще и платит налоги, обеспечивает рабочие места. Недавно, например, отдали под цех за небольшую арендную плату пустовавшее здание. И предпринимателю выгодно, и нам хорошо.

Как попадают в Байконыр Кулекбаевы

У администрации, наверное, любого населенного пункта всегда есть проблемы, которые надо решать. В Акае тоже – то с питьевой водой были перебои, проблему решили, передав сети на баланс единого оператора по обеспечению населения питьевой водой, работающего в регионе. В нынешнем году наконец подали в поселковую арычную сеть поливную воду, люди принялись возиться на приусадебных участках.

– Теперь в планах вести серьезную разъяснительную работу с жителями, прописывающими у себя в домах случайных людей, – рассказала Омарова.

Здесь, наверное, требуются для читателя пояснения. Тысячи жителей Кызылординской области, особенно из северных районов, мечтают попасть в Байконыр, получить там работу и закрепиться. Но это совсем не просто. В городе действует пропускная система, на въезде в Байконыр круглосуточно работает контрольно-пропускной пункт. Бюро пропусков есть в поселке Торетам – еще одном спутнике Байконыра.

Но пропуск можно получить только в двух случаях: если в Байконыре проживает родственник, пригласивший тебя в гости (он должен подтвердить приглашение), и если ты прописан в Акае или Торетаме.

В местном парке стела космонавтики

В местном парке стела космонавтики

Есть еще редкие варианты, когда, например, в космический городок хочет въехать журналист для подготовки материала, он за пропуском должен обратиться в администрацию Байконыра. Оформлением пропусков для туристов занимаются туристические агентства.

И жаждущие попасть и поискать работу в Байконыре казахстанцы обращаются к жителям Акая или Торетама с просьбой о прописке.

Конечно, не бесплатно – обычно предполагается, что тот, кого прописывают, будет платить за комуслуги или отстегивать домовладельцу ежемесячно немного наличных. Иногда человеку удается закрепиться в Байконыре, получить вакансию, может, даже вселиться в муниципальную квартиру. А кому-то не везет. Это частные случаи.

– Согласитесь, нехорошо прописывать у себя дальних родственников, каких-то знакомых или вовсе чужих людей, когда даже не знаешь, чем наверняка они дальше собираются заниматься, – говорит Омарова. – И с такой “добротой” акайцев пора кончать. Как казахстанский террорист Руслан Кулекбаев отбывает свое наказание

Барышня здесь совершенно права. Кто знает, кого ветром желаний в закрытый космический городок так занесет?

Примерно по такой схеме попал, например, в Байконыр Руслан Кулекбаев, 18 июля 2016 года совершивший теракт в Алматы.

– Конечно, мы были в шоке, когда узнали, что ранее он проживал рядом с нами, в Байконыре, – рассказала Омарова. – Как в растерянности и сейчас, когда все электронные СМИ страны сообщают, что один из подозреваемых в убийстве любимца казахстанцев фигуриста Дениса Тена родом из Акая.

Я говорю об Армане Кудайбергенове. Я знаю практически каждую семью, проживающую в Акае, но о нем и его родителях не слышала никогда!

Не приписывайте нам Кудайбергенова!

Не только аким Акая, но и сами селяне лишь пожимают плечами, когда у них спрашиваешь об Армане Кудайбергенове. А многие даже кипятятся: мол, не может такой хулиган, “прославившийся” на весь Казахстан, быть нашим. Да вы в совете аксакалов спросите!

Совет аксакалов – это, кстати, серьезно. Он заседает по вторникам в сельском клубе под председательством почтенного Жаксылыка КЫПШАКБАЕВА и решает массу вопросов по обращениям односельчан.

Увещевать мужчину, пристрастившегося к спиртному, помирить поссорившихся супругов, дать жару юноше, ведущему праздный образ жизни, старики могут запросто. Да так, что помощь участкового не понадобится. Кстати, жители Акая хвалятся тем, что в селе мало безработной молодежи. Среди тех, кто не имеет постоянных доходов, больше людей среднего возраста, не попавших, как говорится, в колею в 90-е, упустивших шансы получить образование и нынче сомневающихся, стоит ли становиться участниками госпрограмм по трудоустройству или поддержке предпринимательства. А молодежи среди местных новоиспеченных предпринимателей практически половина.

Не много в Акае хороших дорог и тротуаров

Не много в Акае хороших дорог и тротуаров

Но мы, помня о том, кто больше всех про всех знает, всё же посплетничали с таксистами. Между Акаем и Торетамом их снует много.

– Если бы пацан воспитывался в нашей селухе, он не пошел бы по кривой дорожке! – поддерживает разговор водитель такси, представившийся Маратом, сразу же, как только заводишь разговор об Армане Кудайбергенове. – Наши все на виду, у нас не забалуешь. Мне самому интересно стало, я поспрашивал парней 1994 года рождения. Говорят, не знаем и знать не хотим. А байконырские говорят, что Арман жил в городе с родителями, учился в тамошней школе, и фигово учился. С малолетства хулиганил.

Другой таксист, Ерлан, раздраженно махнул рукой, когда его спросили о Кудайбергенове:

– Родился в Акае, прописан в Байконыре, жил и косячил в другом городе! Что это такое? У нас молодежь сейчас правильная пошла, к образованию стремится, бизнес открывает, работает. Вы посмотрите, 12 дня, на улице ни одного праздношатающегося акайца – все делом заняты. У нас в селе за последний год не было ни одного убийства или, грех говорить даже, изнасилования. А вы говорите – Кудайбергенов.

Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи