Опубликовано: 45300

"Ты что, блатной?" - откровения казахстанских пилотов за границей

"Ты что, блатной?" - откровения казахстанских пилотов за границей Фото - Елена КОЭМЕЦ

"Эх, навернуть бы сейчас пельменей, борща, съесть кусочек казы…" – интервью с кадетами о программе подготовки пилотов "Ab-initio", самолетах и романтике в небе плавно перетекло на тему еды.

Видимо, это мы, их земляки, нагнали тоску своими расспросами – чем кормят вдали от родины да по чему скучаете…

Семь месяцев шестеро парней из разных регионов Казахстана проходят обучение в летной школе "Patria Pilot Training" в городе Тампере. Корреспондент "КАРАВАНА" побывала в гостях у будущих пилотов. А еще полетала в небе над Финляндией!

Я называю это журналистским везением: любить авиацию и писать про нее много лет, полететь в качестве стюардессы на рейсе Алматы – Москва, познакомиться с первыми кадетами программы "Ab-initio" в США (2009 г.), побывать на их выпускном балу в Ирландии (2010 г.). А спустя десять лет взять у них же интервью, только теперь уже – командиров воздушных судов авиакомпании "Эйр Астана" (6 человек из первой группы, которая была отправлена в Америку, получили командирское звание). И вот новое знакомство с будущими пилотами произошло в Тампере.

"Важно для студентов, их родителей, что страна – безопасная"

Город находится между двумя озерами – Нясиярви и Пюхяярви. Он – третий по величине в стране и такой же зеленый, как вся республика Суоми (есть множество гипотез языковедов, почему на финском страну называют именно так). Леса, озера, реки, аккуратные и абсолютно не помпезные финские домики – картина, которую мы наблюдали на протяжении двух часов, пока ехали на бесшумном поезде из Хельсинки в Тампере. Переночевали в отеле, а утром отправились в летную школу, что в 30 минутах езды, в городке Пирккала. Рядом расположен местный аэропорт, где проходят полеты кадетов.

Школу окружает девственная природа. Наши земляки рассказали, что как-то видели по дороге лося, косуль. Воздух чистый. Погода – скандинавская: то и дело набегают тучи, моросит дождь. Внезапно всё исчезает, и солнце льет свой "лимонный сок".

"Patria Pilot Training" – "больше, чем просто школа". Имеет поддержку государства, но при этом сама неплохо зарабатывает, подчеркнули ее представители.

Список оказываемых услуг широкий: техобслуживание всех воздушных судов Финляндии, военных самолетов, проведение тренингов, производство военных машин AMV (вроде российского БТР), IT-систем для оборонной промышленности. На ее базе имеется мини-завод, выпускающий компоненты для самолетов. Отечественный перевозчик на самолетах семейства "Эйрбас" также использует высокотехнологичные финские детали made in Patria. Всего здесь работает 2 800 сотрудников. Годовой оборот "Patria Group" – 450 миллионов евро.

В Тампере школа работает более трех лет, ранее базировалась в Хельсинки. Сейчас в ней обучаются кадеты из Финляндии, Казахстана. Есть договор с авиационным вузом России. А скоро приедут на учебу кадеты из Турции.

Интересно, а почему именно Финляндия?

– Наша страна славится качественным высшим образованием, и это тоже относится к авиационному направлению, – объяснил вице-президент по продажам "Patria Pilot Training" Микко ПАРОНЕН. – В Финляндии незагруженное воздушное пространство, пилотам здесь легко летать. Важно для студентов, их родителей, что наша страна – безопасная. Школа одобрена EASA (Европейское авиационное агентство по безопасности).

С 1998 года мы выпустили более 1 000 коммерческих пи­ло­тов. С 2009 года обучаем иностранцев. Любой желающий за свои деньги может получить лицензию, если отвечает определенным требованиям.

– А какой процент абитуриентов проходит отбор?

– Если брать местных желающих, из 217 человек, подавших заявки в этом году, мы выбрали 100. Из них только 11 прошли отбор.

Справка "КАРАВАНА"

Программа "Ab-initio" подразумевает подготовку пилотов – парней, девушек с нулевого уровня. Имейте в виду: подать документы можно, не имея специального образования. Необходимые требования – хорошее знание английского языка, школьный уровень физики, математики. А также – крепкое здоровье, чтобы пройти медицинскую комиссию (отсутствие хронических заболеваний, сахарного диабета, хорошее зрение). И возраст – от 18 до 34 лет.

После оформляются документы, визы, и кадет отправляется на обучение в одну из трех зарубежных школ: AFTA (Atlantic Flight Training Academy), город Корк (Ирландия), FTE (Flight Training Europe), город Херес (Испания) и "Patria Pilot Training", город Тампере (Финляндия). Там он проходит обучение в течение полутора лет. Выпускается с лицензией коммерческого пилота. Далее возвращается обратно в Казахстан. Здесь его определяют на один из флотов: "Boeing 757/767", "Airbus A321/A320" и "Embraer 190/Е2" и на регулярных пассажирских рейсах летает 50 секторов с инструктором, чтобы закрепить все практические знания. Сдав финальный line check, кадет становится полноценным вторым пилотом.

За 11 лет обучение по программе "Ab-initio" завершили 215 кадетов. По данной ссылке https://job.airastana.com/ab-initio – вся необходимая информация, где можно подать заявку на программу.

"От волнения забыл всё, чему учили"

Микко провел для нашей группы экскурсию по школе. На этом стратегическим объекте нет охраны, зато повсюду – камеры видеонаблюдения, электронные замки. Есть комната отдыха, оборудованная всем необходимым, кухня. Заходим в операционный центр, где составляется учебный план, расписание полетов.

Встречает нас 19-летний кадет из Нур-Султана Александр АЗАРАНКА. Парень расплылся в улыбке – не часто увидишь на финской земле соотечественников.

Рассказал, что мечтал о работе пилота еще в школе, ведь перед ним был яркий пример – отец-пилот. Он и сообщил сыну о программе.

– Первый полет – страшнее, чем сесть за руль автомобиля! Представляете, от волнения забыл всё, чему учили, – вспоминает Александр. – Мне повезло: погода в тот день была идеальная. Инструктор давал возможность скорректировать ошибки. Пока мы летаем на одномоторных, а через пару месяцев пересядем на двухмоторные самолеты.

– Приходится зубрить материал? Все-таки обучение на английском.

– Программа, в принципе, несложная. Даже остается свободное время – можем пойти погулять, заняться спортом. Самое важное – научиться правильно распределять свое время. Постоянно сдаем тесты, экзамены.

– Сдружились с финнами?

– Да. Так получилось, что наши первые инструкторы были чуть старше нас – 26–27 лет. И мы быстро нашли общий язык.

Микко Паронен рассказал, что инструкторами здесь работают действующие пилоты "Finnair", много молодых, а также "динозавры" военной, гражданской авиации. Например, его тезка – Микко, пилот истребителя, был инструктором у российского олигарха.

– Всю теоретическую подготовку студенты проходят на базе летной школы "Patria", здесь они летают, а дальше мы отправляем их на нашу испанскую базу в Кордобе, что недалеко от Мадрида, – рассказывает тонкости учебного процесса Микко. – Там отличная погода все 4 сезона. Четыре месяца они там летают. После возвращаются в Финляндию. "Patria" – необычная школа. У нас нельзя прогуливать занятия. Если кадет не прошел курс, он пересдает его заново. Если провалил три попытки экзамена, нужно заново проходить весь тренинг, но уже за свой счет. В течение трех лет дается возможность сдать все "хвосты" и пройти курс заново.

– А бывают двоечники, которым ну не даются знания, хоть ты тресни?

– По нашей статистике, менее 1 процента кадетов не проходят до конца обучение.

"Все спрашивали: ты что, блатной? Сколько заплатил, чтобы пройти?"

Идем дальше. Небольшая комната предполетной подготовки. Здесь происходит разбор полета между инструктором и кадетом. В хорошем смысле слова. "У нас очень дружественные отношения с инструкторами, можно сказать, на равных общаемся, но это не значит, что можно ничего не учить", – скажут потом кадеты. Следующая комната – тишины, молельная.

– Если полеты выпадают на священный для мусульман месяца Рамадан, кадеты держат пост, мы стараемся планировать полеты утром, чтобы они не мучились от жажды, голода. Каждый студент должен быть физически и умственно готов к полету, – говорит Микко.

Дальше заглянули в комнату, где находится один из авиасимуляторов. Здесь как раз выполнял тренировки казахстанский кадет.

Показали нам технический центр по обслуживанию крылатых машин. А дальше мы направились в ангар, где стоят самолеты – всего их у школы 10 из семейств "Tecnam" и "Diamond", и 4 самолета заказано на следующий год. В перерыве между занятиями сюда спустились наши учащиеся.

Ребятам я вручила свежий номер "КАРАВАНА", сладкие презенты с родины. Познакомились. Антон ПАК (25 лет) – уроженец Западного Казахстана, несколько лет назад работал рамп-агентом в "Эйр Астане". Получил высшее юридическое образование:

– Когда вращался среди авиа­торов, появилось дикое желание стать пилотом. Но что-то не срослось. Оставил эту мысль, пошел учиться дальше. Два года назад приехал в Алматы, услышал по радио, что идет набор. Решился.

Алматинец Жандос КУСАИН (25 лет) из семьи железнодорожников: мама, папа, брат – все работали раньше на железной дороге. А Жандос пошел в авиацию. Полтора года проработал борт-проводником в авиакомпании:

– Не поверите – захотел стать пилотом на второй неделе работы. Подал документы и поступил. Родные не знали до последнего.

– Поделись, что было самое сложное в процессе отбора?

– Для начала нужно пойти и подать документы. Там элементарная математика, физика школьного уровня. Я учился в казахско-турецком лицее, и у нас хорошо преподавали английский язык. Единственная проблема была – при отборе мы "летали" на симуляторе самолета "Боинг". Экзамен я провалил, и мне дали второй шанс. Подготовился, пришел и сдал.

В чем проблема людей, которые хотят поступить по программе и не делают этого? Страх, что тебя не возьмут вот так просто, с улицы.

Все мои знакомые потом спрашивали: ты что, блатной? Сколько заплатил, чтобы пройти? Я поступил честно. Главное – не бояться! Первым делом нужно зайти на сайт авиакомпании job.airastana.com, посмотреть перечень документов, собрать их и подать. Примерить мечту может каждый!

Не нужно быть суперменом

Илья СОПЕГИН (20 лет) из Кокшетау пошел по стопам деда, который был военным летчиком. После школы поступил в Академию гражданской авиации в Алматы. Проучился недолго – подал заявку на программу "Ab-initio" и прошел. Интересуюсь, а где выучил английский?

– Спасибо Назарбаев интеллектуальной школе в Кокшетау. Физику, математику, биологию у нас преподавали на английском. Поэтому тест сдал хорошо (SHL и COMPASS, специальный тест для пилотов. – Прим. авт.). Поэтому в понимании английской речи вообще нет проблем.

Амир АИМБЕТОВ (21 год) из Нур-Султана тоже учился в академии. На первом курсе услышал о программе, заинтересовался:

– Мой папа – бывший военный летчик, с детства привил любовь к небу. Английский учил дома с родителями, ходил на курсы. Перед подготовкой к программе прошел обычные курсы за 30 тысяч тенге.

– Каким характером должен обладать пилот?

– Хладнокровием, чтобы принимать адекватные решения в сложной ситуации. Не нужно быть суперменом, качком со стальными мускулами. Достаточно соответствовать всем требованиям.

– Расскажи, чем вы занимаетесь в свободное время?

– Даже если всё выучили, стараемся повторить. Часто гуляем в парке, здесь они очень красивые! Конечно, скучаем по дому, родным, домашней еде. Эх, навернуть бы сейчас пельменей, борща, съесть кусочек казы (смеется).

Асылмурат РАМАЗАН (22 года) из Алматы одарил меня голливудской улыбкой. Решила, что это будет самый улыбчивый пилот казахстанского флота!

Говорит, что увидел объявление о наборе пилотов еще в 17 лет. Но тогда не хватило уверенности, и решил пойти в Академию гражданской авиации, где отучился 4 года. Набрался смелости, сдал экзамены.

– Как родные отнеслись к твоему решению?

– Настояли, чтобы поступил, – программа очень перспективная. После обучения нас ждет карьерный рост, работа в авиакомпании.

Справка "КАРАВАНА"

Кстати, отличительная черта программы "Ab-initio" – трудоустройство. При подаче документов на программу есть уверенность, что при успешном ее окончании можно стать вторым пилотом. "Эйр Астана" оплачивает 100 процентов расходов за обучение, визовые расходы, перелет, питание, проживание, медицинское страхование.

Те же, кто самостоятельно поступает в летные школы и оплачивает обучение (в школе "Patria" оно стоит около 120 тысяч евро), не имеют гарантий, что после получения лицензии найдут работу.

А как же нехватка авиационных кадров в мире, о которой постоянно говорят специалисты отрасли? Как мне пояснили сотрудники школы, потребности в кадрах – волнообразные. Например, в данный момент турецким авиакомпаниям нужно около 1 000 пилотов в год. Пилоты нужны Китаю, США. Но ситуация на рынке постоянно меняется. Казахстанский авиаперевозчик уже несколько лет испытывает дефицит летных кадров, собственно говоря, поэтому и зародилась программа "Ab-initio". Как мне сообщили в авиакомпании, никаких ограничений по количеству набора кадетов в зарубежные летные школы нет.

Ильича мы уважаем!

После общения с кадетами журналистский десант ожидал сюрприз – полеты с инструкторами над Тампере. Мы увидели город с высоты 500–700 метров. После прогулки дождались наших парней и отправились посмотреть, как они живут. Обычные дома, квартиры, обставленные в стиле минимализма. Отличительная черта финских – наличие сауны. На одном из русскоязычных интернет-ресурсов страны увидела данные: на 5 миллионов населения более 2,5 миллиона саун.

Спросила кадетов, что им особенно нравится в этой стране? Рассказали несколько историй про забытые вещи в оживленных местах (рюкзаки, сумки), которые чудесным образом вернулись к ним обратно. Отметили, что финны выглядят гораздо моложе своих лет.

Заметили культ собак и высокий уровень жизнь (пособие по безработице составляет 800 евро, минимальная зарплата – 2 500 евро). На дорогах вообще нет пробок в часы пик. А полицейские выглядят, как звезды Голливуда, – спортивные, улыбчивые.

Спросила, что можно посмот­реть в Тампере? Список достопримечательностей – огромный. Одних только музеев здесь больше 20 – музей шпионажа, кукол, промышленности... Мы же отправились в Музей им. Ленина. Удача снова улыбнулась: встретили его экс-директора, проработавшего там более 30 лет, Аймо МИНКЕННЕНА. Он рассказал, что открылось заведение в 1946 году. Экспонаты привезли из Стокгольма, собирали по всей Финляндии, бывшему Союзу:

– Этот зал музея тоже ценный, потому что Ленин дважды тут побывал – в 1905 и 1906 годы. Есть оборудование комнат, в которых он прятался в Хельсинки. Считаю, самое важное то, что Ленин делал, – признавал независимость Финляндии и сыграл главную роль в ее становлении.

– Слышала, после развала СССР музей чуть не закрыли…

– Да, пришлось его спасать. Я бывший коммунист, мы вместе боролись. Музей посещает 10–15 тысяч человек в год. Много западных туристов, из России.

– В бывшем Союзе история пересматривается, как и все деяния Владимира Ильича. Вы сами как считаете?

– Он – политический деятель мирового масштаба, философ. История есть история, факты есть факты. Может, главная его ошибка – отсюда, из Финляндии, потому что здесь он первый раз встретился со Сталиным и вовремя не понял сталинский тип работы. Насколько Ильич ответственен за то, что делали после его смерти, – сложно сказать.

Старший научный сотрудник музея Миа ХЕЙНИМАА год жила в Жезказгане – работала переводчиком в начале 90-х. Рассказала, как финны прятали у себя Ленина, отправили в город Лахти, после Хельсинки.

– Те, кто помнит историю тех времен, Ильича уважают, – говорит Миа.

Показала самый ценный экспонат – деревянный письменный стол, за которым Ильич писал в Хельсинки свой труд "Государство и революция".

АЛМАТЫ – ТАМПЕРЕ – ХЕЛЬСИНКИ – АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи