Опубликовано: 15242

Сколько шкур дерут в Казахстане с одного водителя

Сколько шкур дерут в Казахстане с одного водителя Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Езда в Казахстане становится все дороже.

До конца марта в Алматы арестуют более тысячи автомобилей за неуплату налога на транспорт. На сегодняшний день судебными органами вынесено 1 704 приказа о взыскании задолженности по налогам на транспортные средства на сумму 371 млн. тенге. На основании вынесенных приказов 250 автомобилей уже арестованы и водворены на штрафные стоянки. В отношении оставшихся 1 454 должников до конца марта текущего года будут приняты аналогичные меры по изъятию автотранспортных средств.

И это - не все плохие новости для казахстанских автомобилистов.

В списке новогодних “подарков” от акимата Астаны – введение платного въезда в столицу в часы пик – “в целях снижения нагрузки на автодороги”. Похоже, случится это ближе к лету. Глава городского управления пассажирского транспорта Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ добавил: “Плата будет взиматься со всех транспортных средств, въезжающих в город, вне зависимости от места регистрации автомобиля”.
Сначала у меня было к нему всего три вопроса. А потом, когда начал думать и считать, возникло куда больше. Потому что разбой на дорогах (не важно: в лице уполномоченных госорганов или частных лиц) – это уже за рамками легальной экономики.

Въехал – попал. Зато бюджет города выиграл?

Бекмырза Кайыргельдиевич считает, что ежедневно в Астану вторгается более 12 тысяч “чужих” машин, с которых надо драть дань за гостеприимство столицы. Чтобы “понаехавшие” не мешали передвигаться местным на своих “четырех”. А сколько снимать с каждого понаехавшего?

Возьмем по минимуму – 500 тенге. Умножаем. Получаем 2 миллиарда тенге в год в бюджет столицы. Копейки! Что можно сделать за них? Отремонтировать две-три улицы на правом берегу, которые через год потребуют столько же инвестиций. А в очереди ямы, выбоины и прочие грехи десятков других калечных дорог. Какой отдать предпочтение?..

Берем Алматы. По словам акима Бауыржана БАЙБЕКА, южную столицу ежедневно атакуют 250 тысяч “чужаков”. Согласно таблице умножения, если взять те же 500 тенге с капота, то в бюджет города должно вломиться более 40 миллиардов тенге в год!

Признаться, в 250 тысяч “левых” я не верю. Пусть будет 100 тысяч, включая транзитников. Все равно получается где-то 20 “ярдов”. Отсюда главный вопрос: в чей карман ухнут эти безумные баблосы? И на что неизвестный пока широкой общественности условный Въезд Обираевич Карманов станет тратить средства, собранные с этого сумасшедшего трафика? Депутаты городского маслихата решат? Или в мажилисе “народные избранники” должны определить сумму мзды с руля? Да Счетный комитет его знает. Но и это еще не все. Въехал в город – надо где-то припарковаться. А где и почем?

Возьмут на Абрикосовой, возьмут на Виноградной. И на Тенистой улице вас обдерут в тени…

В центре Алматы возле бизнес-центров, вузов и офисов мест для парковок уже не осталось, даже в окрестных дворах. А деньги за место требуют уже чуть ли не возле газетных киосков. Паркоматы кое-где присутствуют, но их часто замещают странные люди в жилетах и просто в ватниках, которые требуют наличные ртом, а не монетоприемником. Живые же люди! Поди разберись – официальная здесь платная стоянка или дойная площадка. Таких в Алматы десятки, если не сотни. На сайте акимата они не обозначены. Контроля за ними нет. А полиции не до них. Потому как неясно, кого тут карать по закону и без.

Крайними в любом случае оказываются те, у кого госномер спереди и сзади. Ну и кошелек между номерами.

Впихнул себя в общественный транспорт – заплатил один раз. Сел за руль своего авто – плати 13-кратно?

Составил список обязательных платежей, которыми владелец машины должен доказывать право рулить руками и жать на педали ногами. Только впечатление, что владелец машины в Казахстане – жертва поборов. И это, видимо, не полный список. Что упустил – пополняйте:

1. Налог на транспортное средство.

2. Техосмотр.

3. Страховка.

4. Штрафы. Часто они обращаются во взятки.

5. Акциз на ГСМ.

6. Утилизационный сбор.

7. Обязательная покупка детских кресел и ремней.

8. Платная дорога.

9. Платная стоянка.

10. Платная парковка.

11. Платный въезд в обе столицы.

12. Обязательное включение фар.

Получается, что затраты автовладельцев, живущих рядом с Астаной и Алматы, вырастут кратно. Они ежедневно ездят на работу. А если надо срочно домой “в деревню” – и обратно? Вновь платить, г-н Игенбердинов? Или так: допустим, жителю столицы дважды в день надо метнуться стремительным домкратом в область и доставить дипломатическую почту из Атбасара на Левый берег. Опять оброк?..

Перед парой въездов установили несколько экопостов, которым велели не пускать вонючую авторухлядь в южную столицу. Вскоре они превратились в точки сбора поборов с “нелегалов”. Кому от этого легче задышалось? Допустим, “иностранец” из Каскелена или Талгара доезжает до “перехватывающей” парковки на окраине Алматы. Дальше ему с кучей сумок и мешков до базара в автобусе с пересадками. Или в гости к родственникам с подарками – через весь город на такси. Какими словами начнет поминать правительство страны и власти города этот “приезжий” из KZ?..

Если разбирать каждый из 13 перечисленных выше пунктов в тиынках – на этой странице места не хватит. Может, депутаты мажилиса уже в курсе?

Эй, ямщик, поворачивай к черту!..

Если верить министерству по инвестициям и развитию, министерству финансов и другим госорганам, годовой выхлоп от автобана Астана – Щучинск – больше миллиарда тенге.

Если верить зампреду АО “КазАвтоЖол” Темирхану МЕНДЫГАЛИЕВУ, то 6 тысяч километров будут готовы уже к 2019 году: “Система платности будет внедряться на основных транспортных коридорах страны. Строительство систем взимания платы на участках Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, а также проектирование системы платности на автомобильных дорогах протяженностью еще более пяти тысяч километров уже началось”. Распахивать кошелек придется на протяжении международного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также Щучинск – Петропавловск – граница Российской Федерации, Астана – Костанай – граница РФ на Троицк, Актобе – Уральск – граница РФ на Самару, Павлодар – граница РФ на Омск, Уральск – граница РФ на Саратов, Актау – Бейнеу, Атырау – Досор, Бейнеу – граница Узбекистана.

Кстати, в Законе “Об автомобильных дорогах” о бесплатных – как об альтернативных – упоминание было. А потом исчезло.

Вывод: если с одного барана, согласно народной классике, можно содрать три шкуры, то с наших автовладельцев дерут тринадцать! Понятно, что в богатых и цивилизованных странах почти всё из нашего списка автопоборов действует давно. Но можно ли сравнивать уровень жизни и зарплат там и в Казахстане? Похоже, в уполномоченных органах и в парламенте этого не замечают. Возможно, потому, что в казне деньги кончаются. А за чей счет ее пополнить? Того, кто за рулем! С кого же еще? Да, сколько будет стоить проезд – черт его знает.

В акимате Астаны хотя бы сказали, что тарифы на въезд в город будут утверждены “после согласования с экспертными и общественными советами”. Не факт, что к их голосам прислушаются. По поводу стоимости проезда по республиканским магистралям – вообще молчок. Есть подозрение, что инициаторы этой затеи решили повторить безумный опыт авторов временной регистрации граждан: сначала принять закон, а затем огрести от народа и премьер-министра Сагинтаева полновесных люлей за его реализацию. Может, есть смысл поделиться предварительными планами с налогоплательщиками? Вы же с нами по одним дорогам ездите? Или у вас “ямщики” другой путь выбирают?

Справка “КАРАВАНА”

Уполномоченный орган АО “НК “КазАвтоЖол” в 2017–2019 годах собирается создать при строительстве и модернизации автобанов

200 тысяч новых рабочих мест. При этом будут привлечены отечественные производители битума, цемента, песка, щебенки, железобетонных изделий и прочих товаров и услуг.

Если так, то в итоге и автотрассы должны получиться не очень дорогими? На бумаге – да. А про бесплатные овраги, “дороги смерти” и ухабы – в законе ни гу-гу…

Дороги, которые нас обирают?

В ноябре агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции предложило пересмотреть механизмы контроля за строительством дорог, сделав его более прозрачным. “Коррупционные правонарушения при их строительстве связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом… Анализ показал: нарушение правил проведения госзакупок при определении поставщика услуг; завышение стоимости проекта при разработке проектно-сметной документации; наличие “откатов” должностным лицам; экономия средств на строительных материалах… Установлены риски, способствующие коррупции при приеме объектов в эксплуатацию, контроле за строительством дорог, и ответственность за нарушения… При строительстве, реконструкции и ремонте дорог проверочные процедуры осуществляются исключительно заинтересованными лицами, что увеличивает риски для коррупции, а технический надзор осуществляется лицами, не обладающими необходимыми знаниями в данной сфере… Еще одним условием для коррупции является отсутствие контроля со стороны общественности. При приеме объектов в эксплуатацию в состав комиссий входят исключительно представители заказчика, генерального подрядчика, архитектуры и градостроительства местных исполнительных органов”.

Получается, автовладельцы платят дважды: за дороги, которые строят за счет налогоплательщиков (и, мягко говоря, хреново). А потом за проезд по ним…

Господа чиновники, откройте свои карты – дорожные и прочие, пожалуйста. Люди желают знать, насколько широко придется открывать кошелек.

Спасибо.

КОММЕНТАРИИ

[X]