... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Сколько будет миллион плюс миллион?

07.12.2007

Счетный комитет обнаружил, что чиновники Министерства образования и науки не умеют считать государственные деньги.

Качество учебных пособий стало уже темой для анекдотов, а нехватка даже таких, анекдотичных – головной болью родителей.

А вот система их издания, принятая в Министерстве образования и науки (МОН), похоже, должна послужить предметом для особого расследования. К такому выводу поневоле приходишь, анализируя материалы проверки сотрудниками Счетного комитета эффективности расходования бюджетных средств МОН.

Такую заботу – спасибо, не надо!

Более всех страдают от отсутствия учебно-методической литературы преподаватели коррекционных школ, в которых обучаются дети с различными физическими недостатками (слабослышащие, незрячие и другие).

В декабре 2005 года министерство заключило четыре договора с ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан” и АО “Издательство “Алматыкiтап” на закуп, адаптацию и издание российской учебной литературы для таких учреждений. На немалую сумму – 41 миллион тенге “с хвостиком”. И средства на транспортировку были предусмотрены – девять миллионов тенге.

Но… лишь девять территориальных организаций Минобразования доставили учебники по назначению. Львиная доля их (на сумму 23 миллиона тенге) осталась пылиться на складах ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан”.

Что и говорить, трогательная получилась забота…

Оплаченный воздух

Похоже, что привычка сорить деньгами без счета в Минобразования пустила глубокие корни. Ярчайшим примером этому является еще один эпизод. В 2004 году было разработано 840 наименований учебников и учебно-методических пособий для начального и среднего профессионального образования. Стране это обошлось в 155,6 миллиона тенге.

Правда, после экспертизы качества учебной литературы 435 макетов отправили на доработку. Остальные 405 проектов учебников на экспертизу вообще не представлялись и даже не были рекомендованы к пробному изданию. Но, несмотря на это, в 2005 году министерство и ТОО “KAPPA-ALFA” заключают договор их издания пробным тиражом и доставку до организаций образования. Цена вопроса – 7,4 миллиона тенге.

Свыше четырехсот наименований учебников отпечатали, но… до школ они так и не доехали.

То ли в прошлое идти, то ли в будущее…

Случай этот далеко не единственный! Проверка установила, что профтехшколы республики, о необходимости поддержки которых так много говорилось с самых высоких трибун, вообще не обеспечены новыми отечественными учебно-методическими пособиями и электронными учебниками. А ведь денежки-то выделялись из бюджета – 367 миллионов тенге!

На эти средства планировалось провести:

во-первых, экспертизу, апробацию и внедрение 1640 наименований учебной литературы по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального уровня (293 миллиона тенге).

Во-вторых, разработку 243 и внедрение более трехсот электронных учебников (58 миллионов тенге).

В-третьих, перевод учебных программ, пробных учебников, учебно-методической литературы и электронных учебников на языки обучения наиболее многочисленных этнических групп, компактно проживающих на территории нашей республики (еще 14 миллионов тенге).

Ничего из этого не было сделано ни в позапрошлом, ни в прошлом году. В результате наши будущие рабочие – основа основ нашей экономики – учатся по книгам “времен очаковских иль покоренья Крыма”. Ну и какое будущее строить с такими знаниями? Какие высокие технологии можно освоить по книгам прошлого века?

Но чиновники от образования, похоже, заняты более высокими материями, нежели какие-то там деньги. Миллионом больше, миллионом меньше… Проявив редкостное великодушие, министерство даже отказалось взыскать штрафные санкции (6 миллионов 800 тысяч тенге) с 21-й организации за несвоевременное исполнение договоров.

Припасть к источнику. Финансовому

Не слишком, похоже, заморачиваются чиновники министерства и соблюдением Закона “О госзакупках”. Установлено, что в 2006 году при наличии альтернативных учебных изданий из одного источника – ТОО “Издательство “Кітап” и ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан”, были закуплены услуги по изданию учебников и пособий для шести школ города Байконыра. На книги для юных жителей космической гавани потратили 412 миллионов тенге. Сумма включала в себя перевод и непосредственно издание учебников с 1-го по 10-й класс. Любопытно, что ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан” вообще не имело полиграфической базы.

Несмотря на то что все изданные учебники и учебно-методическая литература имеют различный объем, тираж и оформление, министерство произвольно установило цену одного издания – 3,5 тыс. тенге. Повезло “Издательскому дому “Просвещение-Казахстан” – цена каждого пособия была приравнена к цене учебника. Хотя любая из этих книг имела значительно меньший объем печатных листов и упрощенный переплет.

Сотрудники Счетного комитета обнаружили еще одну особенность этого финансового фокуса. Оказалось, что была завышена потребность в отдельных учебниках. В итоге на одного учащегося приходится по 2–3 экземпляра каждого учебника.

Кому перечень не писан?

Счетный комитет – не прокуратура. Здесь не утверждают обвинительных заключений. Но материала достаточно для того, чтобы привлечь к ответственности чиновников Минобразования за “головотяпство со взломом”. Жаль, конечно, что такая статья отсутствует в Уголовном кодексе.

Почему же наши дети остались без учебников? Причина здесь не только в хитроумных комбинациях. В Минобразования существует специальный Перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в общеобразовательных школах. Каждый год его обновляют, дабы наши дети учились по “правильным” учебным пособиям. И не приведи бог, если учителя вдруг начнут использовать не учтенную этим циркуляром литературу! Российскую, например.

Но вот беда, заветный перечень на 2005/06 учебный год был утвержден министерством лишь… в январе 2005 года! Все это время учителя школ находились в подвешенном состоянии. Результат? При всем кажущемся многообразии отечественной учебной литературы в школах использовались (да и чего греха таить, до сих пор используются!) российские учебники. Педагоги просто вынуждены это делать, так как казахстанские книги поступают с большим опозданием.

Как свидетельствуют в Счетном комитете, злополучный перечень был-таки окончательно (после многочисленных корректировок) сформирован в марте 2006 года. Естественно, что и процедура заключения договоров на издание школьной литературы проводилась с опозданием. Например, согласно договорам, заключенным Минобразования в мае-июне 2006 года с ТОО “Издательство “Мектеп”, последнее должно было издать учебники и прочую литературу до 15 августа 2006 года. Средства на это были выделены в сумме свыше 27 миллионов тенге. Но издательство выполнило заказ с опозданием на 57 дней. И два месяца дети учились без учебников (хотя, учитывая их качество, может, это и к лучшему?)

Что сделало министерство? Как всегда, почти “простило” должнику штраф. В этот раз он составил сущую мелочь – каких-то полтора миллиона тенге.

В течение всего прошлого года министерством в нарушение всех писаных и неписаных норм и правил учебники одних издательств исключались и заменялись продукцией других фирм, а то и просто вымарывались из уже утвержденного перечня. И это притом что договоры с первыми издательствами на поставку учебников были исполнены, а бюджетные средства – израсходованы. Порой случалось так: в школах получали учебники, а через несколько дней узнавали, что учить детишек следует по другим книгам.

Так, в июне этого года из перечня были исключены учебники по биологии издательства “Мектеп”, по геометрии издательства “Жазушы” и отдельные учебники издательства “Атамура”. Из руководящего документа было вымарано 12 наименований учебной литературы. Поставьте себя на место рядового учителя: легко ли выдержать такую чехарду? А как быть родителям? И, наконец, как объяснить ученикам, будущим гражданам конкурентоспособного Казахстана, что вся эта дорогостоящая нелепица затевается ради их же блага?

Алексей БАНЦИКИН


Тэги: В стране

Источник: caravan.kz

Автор: Алексей БАНЦИКИН