Опубликовано: 2200

Сколько будет миллион плюс миллион?

Сколько будет миллион плюс миллион?

Счетный комитет обнаружил, что чиновники Министерства образования и науки не умеют считать государственные деньги.

Качество учебных пособий стало уже темой для анекдотов, а нехватка даже таких, анекдотичных – головной болью родителей.

А вот система их издания, принятая в Министерстве образования и науки (МОН), похоже, должна послужить предметом для особого расследования. К такому выводу поневоле приходишь, анализируя материалы проверки сотрудниками Счетного комитета эффективности расходования бюджетных средств МОН.

Такую заботу – спасибо, не надо!

Более всех страдают от отсутствия учебно-методической литературы преподаватели коррекционных школ, в которых обучаются дети с различными физическими недостатками (слабослышащие, незрячие и другие).

В декабре 2005 года министерство заключило четыре договора с ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан” и АО “Издательство “Алматыкiтап” на закуп, адаптацию и издание российской учебной литературы для таких учреждений. На немалую сумму – 41 миллион тенге “с хвостиком”. И средства на транспортировку были предусмотрены – девять миллионов тенге.

Но… лишь девять территориальных организаций Минобразования доставили учебники по назначению. Львиная доля их (на сумму 23 миллиона тенге) осталась пылиться на складах ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан”.

Что и говорить, трогательная получилась забота…

Оплаченный воздух

Похоже, что привычка сорить деньгами без счета в Минобразования пустила глубокие корни. Ярчайшим примером этому является еще один эпизод. В 2004 году было разработано 840 наименований учебников и учебно-методических пособий для начального и среднего профессионального образования. Стране это обошлось в 155,6 миллиона тенге.

Правда, после экспертизы качества учебной литературы 435 макетов отправили на доработку. Остальные 405 проектов учебников на экспертизу вообще не представлялись и даже не были рекомендованы к пробному изданию. Но, несмотря на это, в 2005 году министерство и ТОО “KAPPA-ALFA” заключают договор их издания пробным тиражом и доставку до организаций образования. Цена вопроса – 7,4 миллиона тенге.

Свыше четырехсот наименований учебников отпечатали, но… до школ они так и не доехали.

То ли в прошлое идти, то ли в будущее…

Случай этот далеко не единственный! Проверка установила, что профтехшколы республики, о необходимости поддержки которых так много говорилось с самых высоких трибун, вообще не обеспечены новыми отечественными учебно-методическими пособиями и электронными учебниками. А ведь денежки-то выделялись из бюджета – 367 миллионов тенге!

На эти средства планировалось провести:

во-первых, экспертизу, апробацию и внедрение 1640 наименований учебной литературы по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального уровня (293 миллиона тенге).

Во-вторых, разработку 243 и внедрение более трехсот электронных учебников (58 миллионов тенге).

В-третьих, перевод учебных программ, пробных учебников, учебно-методической литературы и электронных учебников на языки обучения наиболее многочисленных этнических групп, компактно проживающих на территории нашей республики (еще 14 миллионов тенге).

Ничего из этого не было сделано ни в позапрошлом, ни в прошлом году. В результате наши будущие рабочие – основа основ нашей экономики – учатся по книгам “времен очаковских иль покоренья Крыма”. Ну и какое будущее строить с такими знаниями? Какие высокие технологии можно освоить по книгам прошлого века?

Но чиновники от образования, похоже, заняты более высокими материями, нежели какие-то там деньги. Миллионом больше, миллионом меньше… Проявив редкостное великодушие, министерство даже отказалось взыскать штрафные санкции (6 миллионов 800 тысяч тенге) с 21-й организации за несвоевременное исполнение договоров.

Припасть к источнику. Финансовому

Не слишком, похоже, заморачиваются чиновники министерства и соблюдением Закона “О госзакупках”. Установлено, что в 2006 году при наличии альтернативных учебных изданий из одного источника – ТОО “Издательство “Кітап” и ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан”, были закуплены услуги по изданию учебников и пособий для шести школ города Байконыра. На книги для юных жителей космической гавани потратили 412 миллионов тенге. Сумма включала в себя перевод и непосредственно издание учебников с 1-го по 10-й класс. Любопытно, что ТОО “Издательский дом “Просвещение-Казахстан” вообще не имело полиграфической базы.

Несмотря на то что все изданные учебники и учебно-методическая литература имеют различный объем, тираж и оформление, министерство произвольно установило цену одного издания – 3,5 тыс. тенге. Повезло “Издательскому дому “Просвещение-Казахстан” – цена каждого пособия была приравнена к цене учебника. Хотя любая из этих книг имела значительно меньший объем печатных листов и упрощенный переплет.

Сотрудники Счетного комитета обнаружили еще одну особенность этого финансового фокуса. Оказалось, что была завышена потребность в отдельных учебниках. В итоге на одного учащегося приходится по 2–3 экземпляра каждого учебника.

Кому перечень не писан?

Счетный комитет – не прокуратура. Здесь не утверждают обвинительных заключений. Но материала достаточно для того, чтобы привлечь к ответственности чиновников Минобразования за “головотяпство со взломом”. Жаль, конечно, что такая статья отсутствует в Уголовном кодексе.

Почему же наши дети остались без учебников? Причина здесь не только в хитроумных комбинациях. В Минобразования существует специальный Перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в общеобразовательных школах. Каждый год его обновляют, дабы наши дети учились по “правильным” учебным пособиям. И не приведи бог, если учителя вдруг начнут использовать не учтенную этим циркуляром литературу! Российскую, например.

Но вот беда, заветный перечень на 2005/06 учебный год был утвержден министерством лишь… в январе 2005 года! Все это время учителя школ находились в подвешенном состоянии. Результат? При всем кажущемся многообразии отечественной учебной литературы в школах использовались (да и чего греха таить, до сих пор используются!) российские учебники. Педагоги просто вынуждены это делать, так как казахстанские книги поступают с большим опозданием.

Как свидетельствуют в Счетном комитете, злополучный перечень был-таки окончательно (после многочисленных корректировок) сформирован в марте 2006 года. Естественно, что и процедура заключения договоров на издание школьной литературы проводилась с опозданием. Например, согласно договорам, заключенным Минобразования в мае-июне 2006 года с ТОО “Издательство “Мектеп”, последнее должно было издать учебники и прочую литературу до 15 августа 2006 года. Средства на это были выделены в сумме свыше 27 миллионов тенге. Но издательство выполнило заказ с опозданием на 57 дней. И два месяца дети учились без учебников (хотя, учитывая их качество, может, это и к лучшему?)

Что сделало министерство? Как всегда, почти “простило” должнику штраф. В этот раз он составил сущую мелочь – каких-то полтора миллиона тенге.

В течение всего прошлого года министерством в нарушение всех писаных и неписаных норм и правил учебники одних издательств исключались и заменялись продукцией других фирм, а то и просто вымарывались из уже утвержденного перечня. И это притом что договоры с первыми издательствами на поставку учебников были исполнены, а бюджетные средства – израсходованы. Порой случалось так: в школах получали учебники, а через несколько дней узнавали, что учить детишек следует по другим книгам.

Так, в июне этого года из перечня были исключены учебники по биологии издательства “Мектеп”, по геометрии издательства “Жазушы” и отдельные учебники издательства “Атамура”. Из руководящего документа было вымарано 12 наименований учебной литературы. Поставьте себя на место рядового учителя: легко ли выдержать такую чехарду? А как быть родителям? И, наконец, как объяснить ученикам, будущим гражданам конкурентоспособного Казахстана, что вся эта дорогостоящая нелепица затевается ради их же блага?

Алексей БАНЦИКИН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи