Опубликовано: 6300

Школьные бои без правил. Имидж школы – всё, здоровье ребёнка – ничто

Школьные бои без правил. Имидж школы – всё, здоровье ребёнка – ничто

Все чаще в казахстанских школах, интернатах происходят ЧП, от которых кровь стынет в жилах. Дети избивают друг друга, ломают руки, выкалывают глаза. При этом руководство старается скрыть происшествия, дабы избежать скандала.

Имидж – все, здоровье ребенка – ничто – похоже, по такому принципу работают отдельные учреждения образования. А иначе как еще объяснить их нежелание предавать огласке ЧП, вызывать “скорую помощь”, полицию, чтобы помочь пострадавшей стороне добиться возмещения ущерба.

Страшные последствия

…19 января, в понедельник, 13-летний ученик алматинского специнтерната “Жануя” Данияр ДУЙСЕБАЙ впервые за полтора месяца смог открыть рот и самостоятельно принять пищу. Подростку сняли один из швов, наложенный после перелома челюсти. А так же гипс на ноге. ЧП произошло 3 декабря 2014 года: по словам мальчика его избили учащиеся, а после он странным образом выпал с балкона третьего этажа здания. Вот что рассказал нам его отец, житель города Талгар Алматинской области Акып ДУЙСЕБАЕВ:

– У сына сломана челюсть, перелом ноги, обеих рук, черепно-мозговая травма, он весь в синяках. Рассказал, что вечером в тот день никого из педагогов не было, его избивали подростки. А потом “помогли” упасть с третьего этажа. Я написал заявление в РУВД Медеуского района. Но так как у сына задержка в развитии, его слова для полиции, похоже, ничего не значат. Мне озвучивали такую версию: может, сын с лестницы упал? Или сам решил свести счеты с жизнью? Сын и раньше часто приходил домой в синяках, я говорил об этом педагогом. Они отвечали: мол, это дети играют! На одного из учеников недавно шкаф упал. Куда смотрит руководство интерната?

Сейчас мальчик находится в отделении травматологии городской больницы № 1. Его родные надеются, что следствие все же накажет виновных в издевательствах, тем более что пострадавший помнит, кто его бил. Мы же отправили запрос в управление образования Алматы и теперь ждем результатов внутреннего расследования.

Почему не вызвали “скорую”?

Другую историю “КАРАВАНУ” рассказал алматинец Роман С., она произошла на днях с его десятилетним сыном в стенах одной из элитных городских школ:

– Сын шел на урок физкультуры. Сзади на него запрыгнул мальчик, повалил и прижал к полу. У сына оказалась сломана рука. Час он плакал, рука распухла, это видели учитель физкультуры, медсестра, но никто и не подумал вызвать “скорую”. Видимо, не хотели портить имидж учреждения. За ребенком пришла мама, они поехали в больницу. Я написал заявление в полицию. На другой день вместе с инспектором мы отправились в школу. Там все были перепуганные. Полицейский провел беседу с мальчиком, который постоянно ведет себя вызывающе, а временами – агрессивно. Когда мальчишка писал объяснительную, то описал ситуацию по-другому. При всех я его спросил: кто тебя так научил писать? Он ответил: мама.

Несколько лет назад в похожей ситуации оказалась алматинка Елена БЕЛОВА: ее сын в старшей группе детсада сломал ногу. Вместо того чтобы кричавшему от боли ребенку вызвать врача, его посадили в беседке ждать взрослых, а потом “ сплавили” пришедшей бабушке. Позже воспитательница, мама троих детей, умоляла родителей не сообщать в управление образования об инциденте – иначе ее уволят с работы.

За выколотый глаз – выговор

В 2011 году “КАРАВАН” рассказывал о страшном ЧП, происшедшем в школе № 9 поселка Байсерке Илийского района (“В школе выкололи глаз. Виновных… не будет?”). На перемене одноклассник выколол глаз 8-летнему Адильжану НУРСУЛТАНОВУ. Только после того, как вышла статья, пострадавшего ребенка стали навещать представители различных госучреждений. Виновника происшествия поставили на внутришкольный учет, директору объявили выговор, заместители отделались замечанием. И все! А у ребенка нет глаза…

Обращалась к нам и мама девятилетнего сына. Ее ребенку учительница якобы оттоптала ногу, когда он шумел во время построения. Мы стали проверять информацию, каждый говорил свою правду: педагог все отрицала, директор подвергла сомнению слова родительницы и ребенка.

– Ребенок пришел с распухшей ногой, рассказал, как дело было. Его слова подтвердили одноклассники, но потом с ними провели “работу”, они стали говорить, что ничего не видели, – рассказывает мама.

Кто прав, кто виноват, так и осталось тайной! А ребенок все каникулы просидел дома, лечил ногу… Буквально на минувшей неделе мы помогли урегулировать конфликт между родителями другой школы: один мальчик кинул в одноклассника снежок, да так, что у пострадавшего оказалась черепно-мозговая травма!

Громкий процесс – исключение

Мы понимаем, что порой причиной травм в школе или интернате может быть неосторожность. Но привычка не выносить сор из избы, то есть школы, порождает безнаказанность и новые ужасные случаи. Как показывает практика, родители и сам пострадавший чаще остаются один на один со своей бедой. Ведь сколько нужно потратить сил, нервов, средств, чтобы доказать халатное отношение педагогов к своим обязанностям, взыскать со школы материальный и моральный ущерб! Один из громких судебных процессов прошел недавно в Акмолинской области. Шортандинский районный суд рассматривал иск родителей первоклассницы к школе. Как установило следствие, ее толкнул во время перемены одноклассник, девочка получила перелом правой теменной кости и сотрясение мозга, а впоследствии – инвалидность. Суд частично удовлетворил требования родителей: взыскать со школы материальный ущерб (56 180 тенге) и моральный вред в размере 1 800 000 тенге. Но это скорее исключение. Обычно педагоги отделываются испугом да выговором...

Комментарий специалиста: Ребенок копирует родителей

– С гиперактивными, агрессивными детьми в первую очередь должны работать родители, затем психологи, педагоги, нельзя пускать все на самотек, – говорит директор общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей” психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА. – Сверхактивных детей желательно направить в полезное русло, например, записать в спортивную секцию, на бассейн. Объясняйте возможные последствия, чтобы дети чувствовали границы дозволенного. В то же время нужно помнить: ребенок растет, меняется и зачастую просто копирует поведение своих родителей!

Мнение юриста: Как закон защищает права ребенка?

– Административная, уголовная ответственность наступает с 16 лет, по ряду тяжких преступлений – с 14, – поясняет известный казахстанский правозащитник Сергей УТКИН. – Если ребенок не подпадает под этот возраст, он не может быть привлечен к ответственности. Поэтому, за несовершеннолетних детей имущественную ответственность несут их родители – такая норма есть в Гражданском кодексе. Родители пострадавшего ребенка могут предъявлять иски. Совет родителям: сообщайте о серьезных инцидентах в полицию. У вас должны принять заявление, собрать материал. Он, а также расследование внутри школы будут доказательством в гражданском процессе. К административной ответственности можно привлечь родителей, если они ненадлежащим образом воспитывают своего ребенка. А также и администрацию школы, если ЧП произошло, например, во время урока. Материальный ущерб надо четко подтверждать документально: чеками на лекарства, обследования, реабилитацию и так далее. Как определить моральный вред – формулы нет. Чаще пострадавшие руководствуются принципом: хочешь барана, проси верблюда.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи