Опубликовано: 1700

Секрет великого валуна: что скрывает "Текелийский будда"

Секрет великого валуна: что скрывает "Текелийский будда" Фото - В верхней части стелы находится углубление для воды. Фото Ларисы ШТОППЕЛЬ

Жетысуский край богат не только неповторимыми природными уголками, но и сакральными местами. История некоторых известна, другие до сих пор хранят свои тайны. Одно из таких мест – каменная стела в городе Текели. В научных кругах ее именуют буддийской ступой, а в народе – просто Текелийским Буддой. Это рукотворное изваяние находится на входе в Коринское ущелье по правому берегу реки.

До недавних пор оно было скрыто от людских глаз. Правда, сейчас попасть в ущелье, минуя это место, овеянное ореолом загадочности, множеством тайн и легенд, просто невозможно. Над их разгадкой до сих пор ломают головы историки, археологи и краеведы. Мнения о времени появления стелы, как и о ее происхождении, расходятся. Одни склоняются к версии, что это место поклонения, жертвоприношения, другие – что это могильный камень в честь знатного воина.

Город Текели находится в 30 километрах от Талдыкоргана. От него начинается уникальное Коринское ущелье. Правый берег одноименной реки – сплошь скалистый, неприступный. На одном из каменных обломков, стоящем обособленно, как раз и высечены изображения и письмена, представляющие огромный научный интерес.

На лицевой части артефакта изображена пагода, в центре ее – Будда, всё это держит в мощных лапах женщина-лев с головой дракона.

На верхней скошенной поверхности камня – геометрический рисунок какого-то сооружения и загадочные буквы, складывающиеся в таинственный текст. О присутствии древних поселений вокруг стелы напоминают стертые временем рисунки животных на небольших камнях вдоль дороги.

О сколько нам открытий чудных…

В своей известной статье “Буддийское изображение на камне в местности Текели” историк из Жетысуского экономического института Михаил АНТОНОВ очень подробно описал древнюю святыню: “На лицевой поверхности стелы видны следы первичной обработки. Сверху, в центре самого камня, находится углубление естественного происхождения, наполненное водой, которая держится там круглый год и почитается местными жителями как святая. Изображение лотоса символизирует индийскую пагоду, такую как Гапурам большого храма в Мадуре (XVII век) и большая пагода в Танджавуре (XV век). Прослеживаются сходства со скульптурами и изображениями Великого храма Шивы. Аналогов с какими-либо другими памятниками не найдено”.

Известный казахстанский ученый, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Зайнолла САМАШЕВ утверждает, что Текелийский камень науке почти неизвестен. Очевидно, что на нем есть изображение буддийской ступы. Там, вероятно, происходили магические обряды очищения. Потому что ступа – это материальное воплощение самого Будды. Согласно вере, все, кто входит в контакт с ней (видят ее, обходят вокруг, совершают подношения), тем самым обретают огромные духовные заслуги, освобождаются от страданий. Ламы утверждают, что энергетическая сила ступы беспредельна. Ее благословение распространяется с помощью всех стихий природы. Место перед входом в Коринское ущелье было выбрано древними неслучайно – здесь оптимальным образом сочетаются все четыре стихии: вода, земля, ветер и огонь (солнце). Кто ступает на эту землю, получает благо. Археологи предполагают, что хребты бушующей Коры хранят еще много загадок.

Приоткрытая дверь

Наука топонимика трактует название реки Кора как “статуя”, “круглая ограда” или просто “изгородь”. В 1903 году по устью Коры прошел первооткрыватель горы Белуха, профессор первого в Сибири Томского университета, географ, ботаник и этнограф Василий САПОЖНИКОВ. Его трактовка названия ущелья отличается от существующих.

“…Глубокая долина Коры с белой извилистой лентой реки загорожена с обеих сторон хребтами и имеет очень тесный вход. Отсюда и возникло киргизское название “кора”, что значит “дверь”. Продвигаясь северным берегом, мы подошли к огромным отдельным камням, лежащим под обрывистой стеной хребта. Это Аулие-Тас – священные камни киргизов. Почитание их сказывается и в том, что на соседних деревьях навешаны разноцветные ленточки”.

Нураш ЖАКАНОВ, архитектор по образованию, а художник и краевед – по призванию, считает, что с незапамятных времен на просторах Семиречья обитали люди, которые активно занимались хозяйственной деятельностью. На естественной каменной плите высечены слова, составляющие обращение автора к Всевышнему с просьбой даровать победу над ненавистным врагом. А появился сей монумент во второй половине XVII века, когда произошло одно из крупнейших сражений с джунгарами войска хана Жангира.

Так выглядит каменный артефакт с тыльной стороны

Так выглядит каменный артефакт с тыльной стороны

Отголоски святыни

А вот зарубежные специалисты имеют совсем другое мнение о Текелийской стеле. У красноярского ученого, доктора исторических наук, профессора Владислава ВОЛКОВА несколько иное видение разгадки таинственного валуна. Его гипотезы уходят корнями в начало VII века, во времена расцвета Уйгурского государства, которое простиралось от берегов Аральского моря, включая территорию Семиречья, часть Китая, где сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район, и Сибири, где расположены современная Тыва и Хакасия. А познакомился он с объектом по фотоснимкам, привезенным нашим земляком, тоже любителем всего неизведанного.

– Племена огузов (огуров) вошли в состав Тюркского каганата сразу после его образования. Уйгурский вождь эльтебер Тумиду около 647 года создал свое государство на севере Монголии, которое считалось заметной политической и военной силой.

В первом десятилетии IX века главным врагом Уйгурского каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война шла за Туву, после 820 года кыргызский правитель Ажо начал воевать с уйгурскими каганами за власть в Монголии. В 840 году Ажо взял уйгурскую столицу Орду-балык. Уйгурский каган пал. Остатки воинства пришли в Восточное Притяньшанье на свои прежние пограничные земли. Другая уйгурская группа укрепилась в Бешбалыке, разгромив тибетцев, и стала господствовать во всем Таримском бассейне. Так было положено начало восточнотуркестанскому уйгурскому государству Кочо.

Позднее уйгуры насильно стали переселять покоренные народы – кыргызов, уйгуров, хакасов – на территорию Семиречья. Но произошло восстание, которое было жестоко подавлено войском, во главе которого стоял захороненный воин, – считает он.

Душа, живущая в камне

В пользу версии о могильном кургане, над которым возвышается стела, и захоронении там знатного воина свидетельствует холм, ставший со временем небольшим. Таких возвышенностей, явно неприродного происхождения, в предгорной долине множество. Так называемые черные копатели пытались проникнуть в земные недра под артефактом: следы подкопа не в силах скрыть даже время. Но величественный валун зорко стоит на страже своих интересов. Может, просто не пришел тот человек, перед которым покров тайны приподнимется, и загадка изображения будет раскрыта.

Время быстротечно, как рокочущая красавица Кора. Но даже она стихает перед этой каменной святыней, когда прикосновение к вечности так реально и ощутимо.

Алматинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи