Опубликовано: 4400

Рукотворная святыня

Рукотворная святыня

“Я чувствую здесь энергию космоса”, – сказал первый казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров, едва приблизившись к михрабу (святому месту) в Жаркентской мечети. Возможно, потому уникальное сооружение, действующее как музей, выдержало разрушительное землетрясение, ураган и тяжелые годы разрухи.

Еще недавно въезд в приграничный город Жаркент, что находится в Алматинской области на казахстано-китайской границе, был строго по пропускам. Поэтому о Жаркентской мечети многие алматинцы даже не знают. Мне посчастливилось побывать в закрытом городке 18 лет назад на экскурсии, организованной для школьников. Тогда город назывался Панфилов – в честь легендарного генерала, героя Советского Союза Ивана Панфилова. Историческое же название – Жаркент – городу было возвращено позже. Впечатления, которые произвела мечеть, построенная в стиле китайской пагоды, остались на долгие годы… Было построено три подобных здания – храм в Шанхае, мечеть в Кульдже и мечеть в Жаркенте. Храм в Шанхае был уничтожен, когда Китай стал строить социализм, мечеть в Кульдже сгорела.

За свою 116-летнюю историю Жаркентская мечеть тоже пережила многое, но сохранилась! Сейчас это музей архитектурно-художественного комплекса “Жаркентская мечеть”.

И вот мы снова в Жаркенте! Его внешний облик почти не изменился. По обе стороны от главной дороги расположены деревянные дома, покрытые штукатуркой. От посторонних глаз их скрывают высокие тополя и карагачи. Как и в советские годы, Жаркент славится своим интернациональным населением: здесь проживают представители более 37 разных национальностей. В городе с населением 43 тысячи человек можно встретить казахов, уйгуров, украинцев, татар, русских, литовцев… Кого в Жаркенте нет, так это китайцев. По словам одного из представителей пограничной службы, таков порядок в приграничном городе.

Китайский зодчий не взял плату

История Жаркента берет свое начало в 1882 году, когда был издан указ об организации уездного центра на юго-западной границе Российской империи. Расположение города на оживленном торговом пути способствовало его быстрому развитию. Купцы и предприниматели построили в Жаркенте пивоваренный завод, табачную фабрику, открыли торговые ряды и ремесленные мастерские. Через пять лет на одном из собраний мусульманской общины было решено начать строительство мечети на средства, собранные жителями города.

Воплотить идею в жизнь взялся купец Вали Ахун Юлдашев. Он долго искал мастера, который бы построил мечеть без единого гвоздя (такая необычная была у купца задумка).

Когда Юлдашеву рассказали, что в Китае живет архитектор Хон Пик, купец немедленно отправился с торговым караваном на его поиски в Шанхай.

Говорят, китайский архитектор принял предложение Вали Юлдашева совершенно безвозмездно. Мастер мечтал построить у себя на родине мусульманскую мечеть в китайском стиле, но местные власти ему не позволили. Поэтому он решил воплотить свою мечту на казахской земле.

Мечеть строилась без чертежей, но планировочные и архитектурные особенности (характерный китайский стиль) были заранее согласованы между купцом Юлдашевым и главным мастером. Основным строительным материалом служила ель – ее возили на повозках за 300 километров — с Аксуских и Кетменских гор. Землю на месте строительства утрамбовывало ногами все население города. Всего в строительстве участвовало более 1500 человек.

Ни один орнамент не повторяется

За одно лето был завершен монтаж основных деревянных элементов. А полностью весь комплекс – главный вход (портал с башней), мечеть, два медресе, боковые въездные ворота – был достроен спустя несколько лет. Здание высотой 25 метров поддерживают 155 мощных деревянных колонн, соединенных между собой системой балок и насадок. Бросается в глаза “парящая крыша” с изогнутыми кверху концами ската. Мы обратили внимание и на тончайшую роспись и резьбу, которыми украшены карнизы крыш, поверхность арок и стен внутри мечети.

– Вся краска орнаментов – оригинальная, и менять ее мы не будем, – говорит директор музея, заслуженный деятель культуры Казахстана Шарипхан хаджи Турганов. – Вообще, реставрационные работы очень сложные, так как ни один из орнаментов не повторяет другой. Уникальность сооружения и в том, что здесь нет системы отопления, а циркуляция воздуха поддерживается естественным путем, что полностью исключает гниение древесины.

Мечеть устояла и в землетрясение, и в ураган

В 1910 году мечеть пережила сильнейшее землетрясение. Многие здания в городе превратились в развалины, а она выстояла, правда, получила некоторые повреждения.

В 1965 году по Жаркенту пронесся ураганный ветер, но сооружение устояло и перед этим природным катаклизмом. В разные годы здание использовалось под склады и зернохранилище, в нем жили люди, и с каждым годом оно все больше приходило в упадок.

Жаркентцы могли бы совсем потерять этот памятник старины, если бы в конце 70-х в мечеть не заглянуло высшее руководство республики. После этого посещения в мечети начались реставрационные работы, и памятник был взят под охрану государства.

С 2001 по 2006 год реставрационные работы в музейном комплексе были проведены на общую сумму 53 миллиона тенге. По подсчетам специалистов, еще нужна такая же сумма, а может быть, даже больше, чтобы сохранить сооружение для потомков. В данное время мечеть работает как музей, но есть задумка возродить здесь мужское и женское медресе.

А еще во дворе музейного комплекса растет большое ветвистое дерево. Шарипхан хаджи утверждает, что все, кто к нему прикоснется, могут загадать желание, которое обязательно исполнится…

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ, фото, Жаркент–Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи