Опубликовано: 1300

Разрешите культурно выразиться

Разрешите культурно выразиться Фото - Тахир САСЫКОВ

Развитие разнообразия культурных и творческих индустрий может стать хорошим подспорьем для национальной экономики Казахстана.

Во всем мире творческий сектор обеспечивает 30 миллионов человек рабочими местами и аккумулирует 2,25 триллиона долларов в год. Это еще не весь человеческий и финансовый потенциал отрасли. Как заработать на творчестве и стать частью глобального межкультурного сообщества, обсудили в Алматы.

Согласно опубликованному больше года назад исследованию Международной конфедерации обществ авторов и композиторов под названием “Культурные времена – первая глобальная карта культурной и творческой индустрии”, культурные и творческие отрасли во всем мире считаются очень перспективными. Рост этих индустрий превышает 10 процентов в год – это гораздо больше, чем по остальным отраслям экономики. В отчете также говорится, что эти индустрии на сегодня локомотив онлайн-экономики.

В общей сложности по количеству доходов и вовлеченных трудовых ресурсов определены пять главных игроков – телевидение, визуальное искусство, газеты и журналы, реклама и архитектура. Причем самыми доходными отраслями из числа культурных и творческих являются телевидение и реклама.

Недавно прошел тренинг-семинар Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы, где говорили о понимании и продвижении Конвенции ЮНЕСКО 2005 года об охране и поощрении разно­образия форм культурного самовыражения, которую Казахстан пока не принял. На сегодня свыше сотни стран ее уже ратифицировали. Цель конвенции – “чтобы деятели искусства, работники культуры и граждане во всем мире могли создавать, производить, распространять и использовать широкий спектр культурных товаров, услуг и мероприятий, включая свои собственные”. Таджикистан, к слову, опередил всех в регионе и пока единственный в Центральной Азии в 2007 году ратифицировал конвенцию.

– Для своего дальнейшего развития Таджикистан в том числе выбрал путь через культуру. Создаются все условия для выполнения данной конвенции. Только на сохранение историко-культурного наследия, как материального и нематериального, по республике принято более 20 законодательств, – сказал Шерали ХОДЖАЕВ из министерства культуры Таджикистана.

Стратег от искусства

Лидия ВАРБАНОВА, международный консультант ЮНЕСКО, эксперт в области культурной политики и творческих индустрий, автор книги “Стратегический менеджмент в искусстве”, рассказала, какую выгоду Казахстан мог бы извлечь, ратифицировав этот международный договор.

– Вы становитесь частью международного межкультурного сообщества – это первое. Второе, вы признаете, что у каждого человека есть право выражаться, участвовать в культурной жизни, что культурные права являются частью человеческих прав, что культура – важный элемент демократического и устойчивого развития региона. Что культурные индустрии в XXI веке, особенно творческие – очень значимая часть экономики. Что на культуру и искусство не только тратятся деньги из госбюджета, но они еще и приносят казне прибыль.

Например, если организовывать какой-то фестиваль, тогда весь бизнес вокруг него зарабатывает деньги, это важно и для культурного туризма, и для местного развития.

Есть Fund for Cultural Diversity (Международный фонд культурного разнообразия), если вы ратифицируете конвенцию, то сможете подавать заявки на финансирование культурных проектов в Казахстане.

– Вы обмолвились, что каждый должен задуматься: как будет выглядеть культура в течение ближайших 5 лет? Как она будет выглядеть, по-вашему?

– Когда делаем любую презентацию в области культуры или представляем нашу страну, не имеет значения, кто мы – арт-менеджеры, артисты или сотрудники министерства культуры, мы всегда говорим, что у нас было в прошлом и что есть сейчас – какие фестивали разрабатываем, какие программы реализуем. Но очень редко бывает, что смотрим в будущее и изучаем тенденции. А это часть работы каждого менеджера, директора и артиста, которые трудятся в области культуры. Потому что, если не соблюдаешь тенденции, невозможно развиваться и позиционировать свою организацию или проект в этом постоянно меняющемся мире. И здесь я имею в виду и технологические тенденции, и экономические, и политические, и социальные, и даже демографические. Эти тенденции являются источником новых креативных идей.

Для всех нас, кто работает в области культуры, аудитория очень важна – не только настоящая, но и будущая.

Поэтому я обратила внимание, что у всех, не только в Центральной Азии, но и в Восточной Европе, этот аспект отсутствует. Мы любим наше прошлое, большинство из нас патриоты, гордимся тем, что делаем сейчас, хотим распространить – и это отлично. Но важно также изучать тенденции будущего. Это можно делать, читая прогнозы, блоги, форумы, говорить с коллегами, проводить мозговой штурм, интересоваться статистикой в стране.

Тренды и бренды

– Уже есть предположения, какие глобальные тренды будут актуальны в области культуры?

– Конечно есть. У представителей поколения Z, которые родились в конце 90-х – начале 2000-х годов, ощущения совсем другие, они не принимают знания от нас, людей, учившихся в XX веке. Они живут с новыми технологиями, мыслят глобальнее, у них совсем другое понимание жизни. Большинство из них хотят стать предпринимателями, их не столько интересует зарплата, сколько возможность работать независимо. Чтобы они могли зарабатывать деньги на какой-то идее и не подчиняться конкретной организации. Это тоже тенденция XXI века. Мы по-другому жили, особенно в Центральной Азии и Восточной Европе. Вторая тенденция – это технологии культуры: проекты, стартапы, которые сегодня появляются, почти все пользуются новыми технологиями, чтобы создать культурный продукт, распространить его, заработать на нем деньги. Международные связи увеличиваются, многие страны открывают свои границы. Допустим, если еще в прошлом году мне нужна была виза, чтобы приехать в Казахстан, то сейчас – нет. Таким образом, повышается мобильность в области культуры.

– Политика государства в отношении культуры обычно складывается по остаточному принципу, во всех странах так?

– Видите ли, это логично: когда формируется государственный бюджет, есть многие области, куда более важные. Каждый человек, который платит налоги, понимает, что надо заботиться о здравоохранении, образовании, поэтому культура остается на втором плане. Также есть такой аргумент: “Если я не хожу в оперу, не люблю театр, почему мои налоги идут туда?”. При этом очень многие страны повысили бюджет на культуру, например, в Канаде, Скандинавских странах. Надо понимать, что с увеличением финансирования области культуры у нас повысится и чувство патриотизма.

– Казахстан в мире известен как экспортер нефти. А каковы позиции казахстанской культуры, вы что-нибудь слышали о наших представителях творческой сферы?

– Надо разделить вопрос на два. Если вы меня спрашиваете, как рядовую канадку или болгарку – я мало знаю о современном искусстве и культурных организациях Казахстана. Если как эксперта, то, конечно, я многое знаю. Мне бы хотелось пожелать, чтобы творческие люди показали намного больше онлайн, потому что, если сейчас написать на английском: “Что творится в Алматы?”, наверное, я увижу только музеи, галереи и театры – ничего другого.

Поэтому вам надо больше заниматься продвижением имиджа и брендинга Казахстана. Чтобы через два года, набрав в поисковике: “Что творится в Казахстане?”, я узнала как минимум 25 важных имен в вашей культуре.

Мы живем в XXI веке, и присутствие онлайн очень важно. Туристская привлекательность – это ведь не только изумительные горы Алматы, мне хотелось бы увидеть и ту часть, связанную с людьми, то есть вашу культуру. У вас в стране очень развито сочетание между прошлым и будущем – современное искусство основывается на традициях, это есть и в музыке, и в изобразительном искусстве, и в ремесленничестве, но об этом знает мало людей.

Поэтому кроме красивой природы я хочу увидеть то, что накопилось здесь за столетия.

Представьте, какой-нибудь турист всю свою жизнь мечтал попробовать сыграть на национальных инструментах, а в Алматы он может попасть на воркшоп к казахстанскому музыканту. Это будет привлекательный пункт для многих туристов!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи