... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Рабочее место за 8 миллионов

05.08.2011

Не рискованна ли реализация дорогостоящих проектов в эпоху возможных экономических потрясений?

Давно всем понятно, что жить только за счет продажи природных ресурсов невозможно. И для дальнейшего процветания страны уже сегодня надо развивать собственное производство, налаживать выпуск востребованной продукции.

По мнению экспертов, выпуск ферросплавов, например, обещает стране неплохие дивиденды. Сегодня такую продукцию, которую сначала называли импортозамещающей, а теперь все чаще – экспортоориентированной, выпускают несколько казахстанских заводов.

В разное время крупнейшие из них испытали на себе все прелести переходного периода, включая управление иностранными инвесторами и открытый грабеж с их стороны. Ущерб промышленности и бюджету был нанесен немалый. Но наказание за это никто так и не понес...

Переориентация на марше

Примерно то же самое происходило и в Жамбылской области с химической отраслью (“Нахимичили”). В итоге одно из производств в фосфорной отрасли решили перепрофилировать, и на базе ТОО “Химпром 2030” в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) был создан Таразский металлургический завод (ТМЗ).

В течение пяти лет в проект вложено более 11,6 миллиарда тенге (почти 80 миллионов долларов США).

Деньги немалые, и потому напрашивается вопрос: насколько вообще целесообразным было строительство нового ферросплавного завода в Казахстане, в то время когда аналогичные имеются и у нас, и в России, и в Украине?

Без опыта и специалистов

Сегодня работой на предприятии обеспечены более 1400 человек. Многих пришлось обучать профессии, часть рабочих прошла стажировку в России. Если учесть все затраты на становление производства, то себестоимость одного рабочего места составит 8,2 миллиона тенге! Не слишком ли дорогая цена?

– В регионе, где металлургия была слабо развита, а производство ферросиликомарганца стало возможным лишь благодаря сходству с производством желтого фосфора, другого выхода, кроме как вложения крупных финансовых средств, и не было, – считает кандидат технических наук Рашид БАКИРОВ. – Ведь пришлось начинать практически с нуля: ни оборудования, ни кадров – только сырье. Но вложенные средства должны оправдать надежды.

 На первый взгляд результаты на сегодня действительно выглядят неплохо. На ТМЗ рост всей товарной продукции (здесь также выпускают электроды) составил 65 процентов. С другой стороны, 8 тысяч тонн ферросиликомарганца – цифра отнюдь не впечатляющая по сравнению с другими казахстанскими компаниями. Тот же актюбинский завод производит около 300 тысяч тонн ферросплавов в год. И даже планируемая мощность таразского предприятия все равно не претендует на главенство в республике.

– Стоит ли сравнивать ТМЗ с гигантами металлургической промышленности, имеющими более длинную историю? – задается вопросом Р. Бакиров. – Нужно учесть, что таразцы в начале пути.

Рашид Бакирович считает, что перспективы предприятия – в дальнейшей стратегии развития. Которая тоже потребует немалых средств – во второй этап проекта планируется вложить еще 29 миллиардов тенге. Тогда появится возможность выпускать другие виды ферросплавов. И если завод выйдет на запланированный уровень – 100 тысяч тонн ферросплавов ежегодно, – то безбедно будут жить и руководство, и рядовые рабочие предприятия…

Сегодня же средняя заработная плата на заводе составляет 45 тысяч тенге. Не так уж и много...

А если завтра дефолт?

Но дальнейшие вложения связаны с рисками. Сегодня продукция завода в основном отправляется на экспорт в Россию, Беларусь, Украину. И пока все идет по плану: продукция завода нужна, мировая промышленность развивается – беспокоиться вроде не о чем. Но события последних лет (разыгравшийся мировой экономический кризис) и даже последних недель (угроза дефолта самой мощной экономики мира – американской) заставляют задуматься – насколько можно быть уверенными в будущем?..

Если все же случится нечто вроде дефолта в Америке или Европе, то в первую очередь от кризиса пострадают машиностроение и другие отрасли, использующие сталь. Не получится ли так, что вложенные сегодня миллиарды тенге обернутся не прибылью, как рассчитывают эксперты, а очередным поражением? Просчитал ли кто-нибудь такой сценарий?

Риск – дело благородное, но очень уж дорогостоящее.

Тараз