Опубликовано: 2100

“Пусть друг не болеет”: в Казахстане обнаружен чудодейственный лечебный источник

“Пусть друг не болеет”: в Казахстане обнаружен чудодейственный лечебный источник Фото - Тахир САСЫКОВ

– У вас какая машина? Чтобы до места добраться, джип нужен. Дорога есть, но в паре мест камень на нее выходит, можно подвеску повредить. Мы едем в Сулутор. Весной рядом с ним открылся родник, и поначалу никто на него не обратил внимания.

Дорога идет вкруговую, хотя дорогой ее назвать тяжело – тропинка с двумя колеями, ее не развозит только потому, что под почвой лежит скала. Час езды по серпантину не каждый выдержит. Но местных это не останавливает. Вода родника оказалась целебной. Проводником к чудо-источнику вызвался стать местный житель Нургазы ЖАУТИКОВ.

– Есть у меня друг близкий. Он иногда приезжает ко мне погостить. Этой весной я вывез его в горы: посидеть, отдохнуть. Рядом, я знал, забил ручей, – Мурата КАРТАБАЕВА мы встретили по пути в горы. Оказалось, это он и ручей нашел, и случайно открыл полезные свойства воды из него. – Мы оттуда воду набрали. Друг выпил стакан и пошел наверх. Я за ним: нельзя его одного оставлять, диабетика. В машине он всегда возит инсулин и карамельки. Если кризис, надо успеть дать ему лекарство. Тут он говорит, что ему плохо. Я бегу к машине, хватаю аптечку и бегу обратно. А он уже на земле лежит. Инсулин уколол. Конфету в рот сунул. Жду, когда очнется. Вроде отпустило. От греха подальше поехали домой. Проверили уровень сахара в крови: всего 3 единицы. У него норма – 15–17 миллимоль. Конечно, для него это был шок. Он потом, когда уезжал, набрал себе баклажку. Сказал, что лучше ему стало.

Мы забираемся всё выше, на пути – хозяйство Мурата Картабаева. Пасутся коровы, лошади, бараны. Летом скот уходит на жайляу. Во время такого перегона он и нашел необычный родник.

– Летом гостили друзья из Тараза. Я им про родник рассказал, – продолжает животновод. – Они тоже домой баклажку увезли. Через неделю звонят: а почему ты эту воду сам не пьешь, у тебя же давление? Она, оказывается, и давление снижает. Так что если у вас есть диабет или давление, приезжайте, пейте, набирайте домой для родных. Аллах дал воду для всех.

Обычные дороги в горах петляют по низинке, по склону, через распадок. Эта колея забирается серпантином вверх, идет по хребту, переваливает одну вершину, ползет ко второй, третьей. С пассажирского места не видно земли, кажется, что вот-вот – и мы ухнем вниз. Но Айдар ТЛЕУЖАНОВ, наш водитель и брат Нургазы, резко тормозит, отворачивает, и мы идем по склону.

– Здесь у нас молочная ферма была, – указывает он вниз. – Каждый день молоковозка ездила. Один раз не прошла, в расщелину упала. Все погибли. Поэтому зимой тут ездить нельзя. И летом, после дождя. Почва скользкая.

Склон уходит вниз градусов под 50. Никаких ограничителей, как и указателей. Только на поворотах стоят обо, ветки с ленточками. Одна ошибка – и 120 метров "аттракциона" обеспечены.

Остановились. Наш проводник выходит из машины, мы подумали, чтобы показать нам местные красоты.

– Вечером отсюда весь Бишкек как на ладони! – машет Нургазы рукой в сторону. – А вон там видите – дорога перед Кордайским перевалом.

Причина остановки была проще: водитель потерял дорогу. Но быстро нашелся.

Приехали. До воды еще идти и идти. Как оказалось, ручей бьет прямо из тела горы. Не внизу, как обычно, а из верхней части. И к нему ведет козья тропа. Вниз смотреть страшно – метров 100 склон, на котором, если упадешь, не за что зацепиться.

А на роднике уже собралась очередь. На месте была уже семья, приехавшая на джипе. Потом подъехали двое парней на старом мотоцикле. Все за водой. И каждый набирает по 6–8 пятилитровых баклажек.

– Каждый житель села держит дома бутылку воды отсюда, – просвещает Нургазы. – Кто давление поддерживает. Кто просто пьет для профилактики. Поэтому если узнают, что едешь к роднику, просят – привези да привези. Домой возвращаешься, отдаешь бутылки, соседи узнают – обижаются, почему меня забыл, не привез?

Мы тоже набрали литров 80. Цепочка водоносов потянулась в гору. Сделали первый рейс, отдыхаем.

– Надо на вершине столб поставить с катушкой. И внизу. Трос натянем, – размышляет Айдар. – Тогда один человек будет спускаться вниз, набирать воду и привязывать бутылки к тросу. А второй на горе будет воду поднимать.

– Мурат хочет трубу протянуть к роднику, воду к себе подвести. Тогда проще будет, – отвечает проводник.

– И сколько надо трубы?

– Да немного. 5 километров. Но вот, говорят, качество воды испортится, после 5 километров трубы.

Воду мы подняли к машине. 100 метров по склону с грузом в руках для городского – это немного ад.

Уже в Сулуторе наши провожатые развели бешеную деятельность: заехали в магазин, к родственникам, друзьям. К каждому уходили с бутылкой воды в руках.

– Диабетом у нас только одна девочка болеет, поэтому всегда хотя бы литр ей завозим, – пояснил Нургазы.

– У меня на учете стоит девочка 12 лет, как больная сахарным диабетом. Диабет наследственный. Болеет уже 3 года, – рассказала фельдшер медпункта Сулутора Бахыткуль ИГИСИНОВА. – Сначала я не верила, что какая-то родниковая вода может снижать сахар в крови. Но когда моя пациентка стала пить эту воду, ей определенно стало лучше.

Сейчас она пьет граммов по 200 в сутки, когда сахар растет. Я не запрещаю. Если помогает – пусть употребляет. В меру.

– Ты себе воды набрал? – наш проводник уносит в очередной двор драгоценные бутыли.

– Да, на пробу взял 2 литра. Друг у меня диабетик.

– Всего 2 литра? Держи, – он протягивает 5-литровый баллон. – Пусть друг не болеет. Если понравится – привози друга к нам, мы вас встретим, еще раз в горы поедем.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи