Опубликовано: 4000

Пробки на границе с Россией переполнили чашу терпения водителей

Пробки на границе с Россией переполнили чашу терпения водителей Фото - Водители фур уже не в первый раз стоят в километровых пробках на границе

Грузоперевозчики кивают на налоговиков, налоговики – на перевозчиков, нейтралитет держат пограничники. Особенно обстановка на таможенном посту “Кайрак” накаляется с пятницы по понедельник. Кто виноват и что делать?

Все – в очередь

Последней каплей в чаше терпения перевозчиков стала пробка, образовавшаяся из большегрузов, протяженностью около 10 километров, 30 октября. И только после жалобы на нерасторопность налоговиков, из-за которых им приходится стоять в очередях сутки, а то и больше, в палату предпринимателей области, вопрос сдвинулся с мертвой точки. В тот же день комиссия выехала на место, привезла дополнительных специалистов, и в течение нескольких часов на посту не осталось ожидающих. По словам водителей, подобная ситуация повторяется уже не в первый раз, поэтому нужны кардинальные меры. В поисках решений все заинтересованные стороны сели за стол переговоров.

Представитель инициативной группы, водитель Бауыржан САРКИТБАЕВ отметил, что вопросы с простоем фур на границе возникают уже не в первый раз. По его словам, сотрудники ДГД вместо того, чтобы сканировать имеющиеся коды в электронных сопроводительных накладных на товар (СНТ), вбивают всю информацию в свою программу вручную. И, если в одном большегрузе перевозится несколько видов товаров, такое оформление занимает около часа. Хотя при помощи сканера – всего 1–2 минуты. Из-за простоев перевозчики не успевают вовремя доставлять товар, несут дополнительные расходы, в том числе и на ГСМ.

– В общей очереди стоят как груженые, так и пустые машины, которым нужно ехать в тот же Екатеринбург за товаром: дорога у них занимает 3–4 часа, а на границе они стоят сутки, – пояснил директор ИП “SV Тrans logistics” Валерий СУСАРЕНКО. – Водители теряют не только время, но и свое здоровье, им приходится сутками не спать, толкаться в очереди, чтобы ее не пропустить. Этот вопрос назрел давным-давно. Даже 10 лет назад, когда на посту было больше проверяющих органов, не было таких очередей. Мы успевали проходить транспортный, паспортный контроль и оформляли декларации в более короткий срок.

Нет планомерности

В свою очередь, представители налоговой службы заявили, что пропускная способность поста составляет всего 300 машин в сутки, а сегодня их поток доходит до 1 тысячи и больше. Здание, где находятся сотрудники экспортного контроля, принадлежит Пограничной службе, и налоговики не раз просили выделить им другое помещение, чтобы увеличить количество специалистов.

– На смену заступают 5 человек, нагрузка на 1 специалиста составляет порядка 200 машин, – отметил заместитель руководителя департамента госдоходов Костанайской области Сатжан УЗАКБАЕВ. – Регламентом на мониторинг 1 транспортного средства отведено 5 минут. Бывает так, что в одной машине везут консолидированный груз с множеством получателей, тогда время обслуживания возрастает. Увеличение потока фур сразу сказывается на очередях.

Как отметил представитель ДГД, пограничники запускают на нейтральную полосу 30–40 машин, и сразу все водители идут на оформление. Скапливается очередь.

После того, как оформление закончено, они всех сразу выпускают. А налоговики ждут следующего наплыва. Нет планомерности в работе. И, если Пограничная служба выделит им дополнительное помещение, они готовы увеличить штат.

– Один из выходов при нарастающей нагрузке мы видим в том, чтобы бизнес активнее участвовал в пилотном проекте по СНТ, – добавил сотрудник ДГД. – Те водители, которые пользуются этими возможностями, проходят процедуру оформления документов в считаные минуты. У остальных приходится все данные вбивать вручную.

В свою очередь, перевозчики заявили, что уже многие имеют при себе электронную версию СНТ, но некоторые сотрудники налоговой не могут или не хотят пользоваться новой программой и вбивают всё по старинке. По данным же налоговой службы, половина перевозчиков оформляют СНТ, но жестко требовать ее наличия они не могут, проект работает в пилотном режиме и станет обязательным только с октября 2022 года.

– С понедельника по пятницу машин мало, их поток резко увеличивается в пятницу, и в выходные дни возникают проблемы, – прокомментировал ситуацию начальник отдела пограничного контроля пункта пропуска “Кайрак” Омирбек КУАТОВ. – Что касается помещения, мы уже определили его, нужно подвести необходимые коммуникации. В течение недели можно всё сделать и работать. Есть проблемы и с российской стороны: они пропускают транспорт после того, как соберется определенное количество. А мы сразу всех принять не можем.

Как отметил во время заседания представитель Погранслужбы, кардинальные изменения на “Кайраке” произойдут уже в 2023 году, когда пост будет реконструирован. Его планируют расширить и оснастить средствами автоматического досмотра. Это значительно облегчит работу и увеличит ее скорость.

После бурных обсуждений стороны всё же пришли к тому, что на автомобильном пункте пропуска в ближайшее время оптимизируют штатную численность налоговиков. Также рассмотрят возможность проведения раздельного мониторинга документов грузоперевозчиков, вывозящих и завозящих товары. А пока водителям фур придется набраться терпения.

КОСТАНАЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи