Опубликовано: 2100

Президент предложил бороться с ветхим жильем в Астане за счет нового законодательства

Президент предложил бороться с ветхим жильем в Астане за счет нового законодательства Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Тема сноса старых хибар в столице поднимается каждое совещание по развитию Астаны с главой государства. В этот раз Президент предложил бороться с ветхим жильем за счет нового законодательства.

– Вот мы каждый раз проезжаем по Кабанбай батыра, ближе к мосту, как стоял этот дом с правой стороны 20 лет назад, так и стоит. И никто не может снести его. Что такое? Дачные массивы – район ЭКСПО. Конечно, есть вопросы здесь, наверное, заламывают цены... Столица должна иметь свой закон, где всё оговорено.

Для решения местных вопросов объекты надо сносить по остаточной стоимости, какой она сейчас является.

За какие-то халупы, которые валятся, заламывают цены, на этом хотят заработать на нуждах государства, – на прошлой неделе в ходе ежегодного совещания по развитию Астаны обратился к Асету Исекешеву Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Стоит отметить, что вопрос сноса старых дач и сельских домиков, которые из-за бурного развития города оказались фактически в центре столицы, поднимается на таких совещаниях регулярно, но, чтобы ради них пообещали со столь высоких трибун закон переписать, еще не было. У населения, конечно, тут же появились вопросы:

“Наш дом 130 квадратных метров, напротив школы-лицея, 60, также подлежит сносу. У нас 4 сотки земли, времянки которые официально сдаем и оплачиваем налоги. Дом сам, если честно, уже старый, главная причина в том, что данный район находится в красной черте и нам не дают разрешения его изменять, его уже лет 15–20 сносят. На какую компенсацию нам рассчитывать? Законно ли, что требуем свои 130 квадратных метров? Так как квартиры ныне небольшой квадратуры, можем ли мы просить 2 квартиры в таком случае (80 кв.м + 50 кв.м)? Есть ли сейчас такое понятие – компенсация за землю, насаждения, упущенная выгода?” – спрашивает у пользователей в популярной столичной группе “Фейсбука” астанинец Арман КАИРЖАНОВ.

Четких ответов, к сожалению, нет даже в законе. Согласно принятым в прошлом году поправкам, изъятие земель для госнужд должно быть произведено по кадастровой стоимости. По сути, это значительное улучшение для тех, чьи участки подлежат изъятию. Раньше акиматы пытались выкупить такие участки по задокументированной стоимости. То есть, к примеру, купил человек в середине 90-х дом за 500 долларов. Вот их, согласно прежним трактовкам, он и должен был получить назад. Отверженные: как выживают люди в аварийной пятиэтажке в Астане

Теперь же для оценки стоимости жилья привлекаются независимые оценщики, и государство назначает компенсацию согласно их рекомендациям.

Но каким образом высчитать остаточную стоимость? Как показывает столичная практика, между выдачей извещения о сносе и самим сносом может пройти десяток лет.

Все эти годы и дом, и участок лежат на собственнике мертвым грузом – он не имеет права его продать, перестроить. В общем, живи и жди. А дом между тем ветшает…

Юрист, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат БАШИМОВ уверен, что к земельному вопросу необходимо подходить с большой осторожностью и неясности толковать в пользу простых граждан.

– Да, в столице есть ветхое жилье, которое не вписывается в архитектуру города. Но это – частная собственность, которая, согласно Конституции РК, неприкосновенна, – напоминает он.

Вместе с тем для столь резкого заявления Президента тоже есть основания: за двадцатилетнюю историю Астаны город обогатился не одной историей о том, как граждане за абсолютно непрезентабельный домишко получали несколько благоустроенных квартир. И одно дело, когда сумма компенсации оговорена заранее и прописана в документах. Собачья жизнь столичного инвалида

Но не так давно житель столицы, не поделив законную и достаточно приличную компенсацию со своими родственниками, шантажом добился от чиновников увеличения суммы выплат.

Вполне возможно, что именно тот случай и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения главы государства.

– Домовладельцы тоже должны выдвигать адекватные требования. Ведь стоит понимать, что компенсация за земли, изъятые для государственных нужд, идет из государственного бюджета, то есть из тех налогов, которые мы платим, – резюмирует Марат Башимов.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи