Опубликовано: 11100

Праздник плоти, пота и денег: что может стать национальным брендом Казахстана?

Праздник плоти, пота и денег: что может стать национальным брендом Казахстана?

Февраль, солнце, море блеска, фееричные костюмы, обнаженные тела и оглушающая музыка – это ежегодный сезон карнавалов в стране, “где много диких обезьян”.

Почти два века карнавалы в Бразилии были местным религиозным празднеством. Его отмечали за сорок дней до Пасхи как символ начала Великого поста. По сути, это аналог португальской Масленицы. Отсюда и его название: “carne, vale!” – “прощай, мясо”. Масленица без блинов, но с огромными чучелами.

Еще ранний прообраз – сатурналии. Был такой корпоратив в Древнем Риме.

Его проводили в декабре, когда работы на полях закончены, урожай собран, можно расслабиться и побеситься. Начинались они за 5–7 дней до зимнего солнцестояния. То есть праздник был предшественником и нашего Нового года.

Главный мотив – отдых и переворот существующего миропорядка. Власть переходила к выдуманному королю, низшие сословия становились высшими. Люди менялись местами и делали все, что не могли себе позволить в обычной жизни.

Маска на лице была главной составляющей действа. Она позволяла остаться неузнанным и избежать наказания за проделки.

До XIX века гулянья в Бразилии были скромными. Молодые люди обливали друг друга водой, кидались сырыми яйцами, обсыпали известью, сажей или мукой. Все это сопровождали непристойными сальными шутками, музыкой и выпивкой. Хотя лучше это назвать пьянкой.

В начале XIX века страна стала центром Португальской империи. Здесь были двор и деньги. Придворным надо было как-то развлекаться. Тогда на карнавал и стали надевать красивые костюмы. А с начала ХХ века переодеваться стали все.

Сегодня фестиваль в Рио-де-Жанейро – это, по сути, соревнование 12–14 лучших школ самбы.

Парад организуется на деньги министерства туризма, лиги школ самбы и телекомпаний, купивших права на трансляцию. Судьи оценивают работу дизайнеров, театрализованный сюжет и слаженность танцоров. Именно введение соревновательности и подхлестнуло энтузиазм участников.

Как в спорте, есть высшая лига, первый и второй дивизионы. Школы с меньшими оценками уходят в низший дивизион. Значит, в будущем году они получат меньше грантов от минтуризма, денег от спонсоров, продадут меньше билетов на свои выступления, реже будут выступать на телевидении.

Сами школы самбы – это творческие НПО, созданные по территориальному признаку. Каждый район поддерживает свою, с ее традициями и хореографией.

Бюджет их может доходить до двух-трех миллионов долларов. Для страны с уровнем дохода населения, как в Казахстане, это очень много. В колонне могут идти до 5 000 человек. Над костюмами работают целые команды дизайнеров и швей. Богатые школы дают костюмы бесплатно. Те, что попроще, ищут поддержку у местных жителей. И находят. Часто люди отказывают себе в новой одежде и хорошей еде, но дают необходимые деньги или материалы. Всё ради местного патриотизма. Добавьте сюда многомесячные тренировки после работы – и вот вам цена бразильского счастья. Помогать бедным выгодно: уроки Бразилии для Казахстана

Международные корпорации, покровительствуя школам, покупают себе право войти в тексты их песен.

В 2012 году компания “Danone” стала спонсором школы “Porto da Pedra”. Та выбрала тему – йогурт.

В колонне шли люди в белом, изображающие молоко и закваску. Певцы прославляли молоко, творог, ну и йогурт тоже. Но так как использовать самбодром для рекламы нельзя, то команду оштрафовали и отправили в первый дивизион.

Да, главные события на карнавале проходят на самбодроме. Но танцует весь город. Министерство туризма Бразилии считает, что в празднике в Рио участвует более 300 сообществ. По некоторым подсчетам, прямо на улицах “зажигают” 7 миллионов человек. Почти наверняка четверть – иностранцы. Специально для них работают магазинчики, где можно взять костюмы напрокат. Тут же продается пиво. В дни карнавала – для любого желающего.

По данным все того же министерства туризма, за неделю плясок и песен продается 40 процентов всего пива летнего сезона. Во время уличных шествий 2013 года в среднем продавалось до 600 тысяч банок пенного напитка в час.

Всего в подготовке праздника задействовано 52 отрасли местной экономики. С нового года открывается 250 тысяч рабочих мест. Это различные помощники, координаторы, водители, экскурсоводы, продавцы, швеи.

90 процентов крутящихся вокруг события года денег – деньги туристов.

Поэтому правительства страны, штата и города относятся к карнавалу не только как к празднику, но и как к финансовой операции и инфраструктурному проекту. И как к национальному бренду, который помогает продвигать Бразилию и ее товары за рубежом.

Что может стать национальным брендом Казахстана?

Министерства информации и национальной экономики постоянно предлагают свои варианты. Они хорошие, но подаются скучно. Горы, степи, природа, озера… Это всё есть и у других. Может, юрта? Но за нее борются соседи, такие же бывшие кочевники – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия и Башкирия. И подают ее, кстати, красивее. Национальная кухня? Этот пласт культуры надо адаптировать под современные запросы. Рафинированные туристы не понимают всей прелести дастархана степи. Спортивные игры? Тоже много конкурентов.

17 лет назад группа энтузиастов предложила свой вариант нацбренда – баурсак. В сентябре на Старой площади Алматы поставили десятки казанов, где жарили тонны пончиков из теста. Тут же шел концерт.

– Мы этот праздник делали для себя, – рассказал один из организаторов действа режиссер Игорь ПИСКУНОВ. – Это было делом души. Мы хотели создать праздник для людей. Находили спонсоров, чтобы все желающие могли поесть баурсаков бесплатно. Для нас это было не так дорого. Но люди радовались. Это было приятно.

Фестиваль длился четыре года. Он жил больше, чем большинство идей от чиновников. Но у инициативной группы появились другие заботы. Преемников не нашлось.

Хорошую идею государство не поддержало. Мираж национального бренда снова пропал.

Видимо, до тех пор, пока баурсак не запатентуют, как кокпар или юрту.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи