Опубликовано: 710

Повредят ли антироссийские санкции США Казахстану?

Повредят ли антироссийские санкции США Казахстану?

Обострение российско-американских отношений, ситуация на Ближнем Востоке – всё это так или иначе затрагивает и Казахстан. Как действовать в такой сложной геополитической ситуации и как защитить наши национальные интересы?

На эти вопросы отвечает эксперт Института мировой экономики и политики Жумабек САРАБЕКОВ.

– Как Казахстану сохранить свою многовекторную политику?

– Рост конфронтации в отношениях России и США мы наблюдаем на протяжении последних 3–4 лет. Тренд на резкое ухудшение вызван в первую очередь острыми геополитическими противоречиями сторон относительно существующего мирового порядка, который, по мнению Москвы, должен базироваться на многополярности и с учетом нового статуса России в качестве мировой державы. В свою очередь США не намерены пересматривать основы так называемого либерального мирового порядка, где центром выступает Запад.

Эти нерешенные разногласия тянут за собой санкционную эскалацию и сужение общей повестки дня между Москвой и Вашингтоном в мировых и региональных делах в целом. Таким образом, ослабление российско-американского диалога носит стратегический характер и негативно отражается на всей системе международных отношений.

Для Казахстана, как активного участника мировых процессов и государства, которое последовательно проводит многовекторный курс в своей внешней политике, обострение геополитического противостояния России и США приводит к заметному сужению пространства для маневров.

Однако, несмотря на ухудшение внешних условий, Астана намерена продолжить сложившийся курс, и, на мой взгляд, именно многовекторность выступает для Казахстана наиболее оптимальным инструментом защиты и реализации национальных интересов. Кремлевский след: продолжение санкционной оперы

– Каковы сценарии возможного развития событий? Как это скажется на нашей стране?

– В целом можно выделить несколько сценариев и разделить их по содержанию. К сожалению, “базовый”, то есть наиболее реалистичный, заключается в том, что санкционное давление США на Россию будет носить долгосрочный характер, и со временем оно будет нарастать. Очевидно, что Москва не оставит без ответа новый пакет американских санкций. Соответственно в российской экономике и мировой геополитике усиливается фактор неопределенности.

– Российские аналитики считают, что наиболее ожидаемым станет сценарий, именуемый как “продолжение конфронтации”. Причиной тому будет провал президента Трампа во внутренней политике и неисполнение им данных обещаний, и потому Трамп будет вынужден активизироваться в области внешней политики, чтобы сохранить свой пост. Очевидно, что так или иначе это коснется и партнеров России. Выходит, что конфронтация затронет и нас?

– Пока сложно утверждать, что президента Трампа неизбежно ожидает провал во внутренней политике, в связи с чем ему придется компенсировать неудачи на внешнеполитическом поле. Во-первых, несмотря на серьезное противостояние демократов, президенту США удалось реализовать часть своих предвыборных обещаний, в том числе налоговую реформу, и к настоящему моменту он успел собрать собственную команду. Во-вторых, ему на пользу частично играет система сдержек и противовесов, заложенная в американский политический процесс, и на сегодня говорить о предстоящем импичменте 45-го президента США пока не приходится.

Расследование специального прокурора Мюллера о возможном вмешательстве России в выборы США продолжается, и версия о якобы имевшем месте сговоре между штабом Трампа с российскими властями остается недоказанной.

Поэтому прямую связь между рейтингами Трампа и продолжением конфронтации здесь установить сложно.

В то же время, как уже было отмечено выше, вероятнее всего, санкционное давление США на Россию будет усиливаться, и связано оно с тем, что при президенте Трампе выработка и принятие ключевых решений на российском направлении становятся прерогативой конгресса, где на сегодня существует консенсус о жесткой политике в отношении Москвы. И принятые конгрессом санкции сохранят свою силу на многие годы. Это может стать угрозой национальной безопасности: чем может обернуться торговая война между США и Россией для Казахстана

– Новым поводом для обострения российско-американских отношений стал Ближний Восток. Если там ситуация не стабилизируется, то это чревато последствиями и для Центральной Азии, в частности для Казахстана. Что скажете об этом?

– Соглашусь с вами. Ближний Восток на сегодня стал еще одной ареной противостояния России и США. В частности, местом прямого пересечения Москвы и Вашингтона является Сирия, где обе державы располагают значительными военными контингентами и проводят антитеррористические операции. К сожалению, динамика развития ситуации в Сирии свидетельствует о росте противоречий и принципиальных различиях в подходах России и США к урегулированию кризиса. К примеру, до сих пор остаются нерешенными вопросы политического будущего Сирии, где каждая из сторон хочет продвинуть свое видение.

Основной риск здесь заключается в вероятности прямого столкновения вооруженных сил России и США.

Последние ракетные удары США по Сирии носили ограниченный характер и не предусматривали нанесения ударов по позициям РФ. Однако никто не может исключать случайные столкновения, которые могут привести к полномасштабному конфликту ядерных держав. В этой связи под угрозой оказывается не только Центральная Азия, но и вся система мировой безопасности.

– Какие еще вызовы стоят перед нашей страной?

– В контексте складывающейся новой реальности в международных отношениях меняется характер и степень рисков, которые нам необходимо учитывать. Можно согласиться с мнением российских и западных исследователей о том, что сегодня Россия и США находятся в состоянии гибридного противостояния или войны (hybrid war). И пока сложно сказать, что стороны готовы к компромиссу по ключевым вопросам двусторонних отношений и мировой политики. Широкое применение санкций свидетельствует о другой негативной тенденции последних лет – геополитизации мировой экономики и торговли, когда экономика все чаще становится инструментом политики или даже ее заложницей. ЦРУ следит за казахстанской торговлей. Как наши бизнесмены попали под американские санкции

– А что скажете о ситуации в Центральной Азии? Недавний саммит в Астане лидеров стран региона и новый президент в Узбекистане говорят о том, что интеграционные связи вновь выходят на первый план. Или это не так?

– Рост геополитической напряженности повышает необходимость тесного сотрудничества в Центральной Азии, и у коллег Казахстана на сегодняшний день растет понимание важности регионального партнерства. О появлении устойчивой тенденции к укреплению сотрудничества свидетельствуют и данные о взаимной торговле.

Так, товарооборот между Казахстаном и странами Центральной Азии по итогам 2017 года впервые с 2014 года показал рост, составив 3,6 миллиарда долларов.

В том числе вырос товарооборот Казахстана с Узбекистаном, который достиг 2 миллиардов долларов. Это более чем на треть выше по сравнению с 2016 годом.

При этом активизация сотрудничества, как было отмечено в ходе первой консультативной встречи глав государств ЦА, не направляется против кого-то и преследует вполне прагматичные цели. Они заключаются в том, чтобы урегулировать имеющиеся спорные вопросы внутри региона и создать необходимые условия для объединения возможностей наших стран.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи