Полеты на ядре во сне и наяву - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+9 °C
Алматы
2024 Год
14 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Полеты на ядре во сне и наяву

Полеты на ядре во сне и наяву

На ЭКСПО-2017 наша страна представит свой, отечественный реактор “Токамак”, чей полноценный запуск был приостановлен пять лет назад из-за отсутствия финансирования.

  • 17 Января 2016
  • 2068
Фото - Caravan.kz

Стало известно, что в самом конце прошлого года министром энергетики Владимиром ШКОЛЬНИКОМ были подписаны документы о выделении средств на завершение работ по запуску термоядерного реактора, который станет одним из 300 существующих сегодня в мире.

Семипалатинский полигон давно стал площадкой для самых невероятных научных экспериментов. Сегодня здесь имитируют фукусимскую аварию, заражают радиационной пылью крыс, решают вопросы безопасности для термоядерных реакторов, над созданием которых работает весь мир, а также метр за метром исследуют отравленные земли. Кроме того, казахстанские ядерщики вплотную приблизились к разгадке тайны печально знаменитого сонного поселка Калачи в Акмолинской области. А крепость заслонов стратегических ядерных объектов проверена отечественными гвардейцами и спецами Агентства США по уменьшению угрозы.

“Максима” и опыт Фукусимы

Сегодня в восточноказахстанском городе Курчатове изучается так называемая быстрая энергетика. К примеру, Япония строит реактор, который будет работать на быстрых нейтронах, а внушительный ряд необходимых для этого экспериментов проводится Национальным ядерным центром (НЯЦ) РК.

– Наши экспериментальные установки позволяют нам моделировать такие аварии, какая произошла на АЭС “Фукусима-1”, – поясняет генеральный директор НЯЦ РК Эрлан БАТЫРБЕКОВ. – Наши специалисты готовят расплавы, которые сейчас есть в активной зоне этой аварийной АЭС. В настоящее время мы изучаем физические и химические свойства этого расплава и вырабатываем рекомендации по его наиболее оптимальной переработке. Мы единственные в мире, кто может это сделать.

Кроме того, казахстанские ученые участвуют в крупном европейском проекте “Максима” по строительству гибридного реактора, который будет управляться при помощи протонного ускорителя, способного работать в критических режимах.

– Это реактор с очень высокой степенью надежности, – добавил Батырбеков. – А мы в этом проекте отвечаем за безопасность реактора и изучение его поведения в экстремальных условиях.

Реальные границы

Продолжается и другой беспрецедентный эксперимент – по изучению радиоэкологического состояния земель бывшего Семипалатинского полигона. По словам Эрлана Батырбекова, на сегодняшний день уже исследовано около 40 процентов территорий СИЯП – северные, западные и юго-восточные. В общей сложности, это ни много ни мало – 7 760 квадратных  километров.

– Во время испытаний загрязнению подвергались не только земли полигона, но и территория за его пределами, – рассказал гендиректор НЯЦ. – Наша задача: привести границы в соответствие с реальной ситуацией. Если, например, северные территории СИЯП являются чистыми, то значит, граница должна проходить, минуя этот сектор. А вот земли, которые находятся за пределами бывшего полигона, но являются загрязненными, должны быть включены в состав охраняемых и исследуемых земель.

Загадки снов и пыли

Сочетание ядерной физики и медицины давно перестало быть парадоксальным. Так, курчатовские ученые совместно с медиками начали уникальный проект по изучению воздействия радиационной пыли на биологические объекты. Уникальность этих экспериментов заключается в том, что они проводятся непосредственно на реакторе.

Близится к разгадке и тайна печально знаменитого поселка Калачи.

– В результате исследований мы выработали версию, которая кажется нам наиболее оправданной, – рассказал Эрлан Батырбеков. – Считаем, что причиной сонного синдрома стали повышенная концентрация углерода и окиси углерода, а также снижение количества кислорода. Исследования еще не завершены, но уже сейчас мы имеем убедительные доводы в пользу правильности этой версии.

Заслон от ядерного терроризма

В рамках проекта по нераспространению ядерного оружия, совместно с Орегонской лабораторией США отечественные ученые воплощают проект по конверсии казахстанских реакторов, которые должны перейти с высокообогащенного урана на низкообогащенный.

– Главная цель – сделать всё, чтобы высокообогащенный уран не оказался в неподходящих руках и не был использован в опасных целях. В случае успешного завершения экспериментов уже в ближайшем будущем мы переведем наши реакторы ИВГ и ИГР на низкообогащенный уран.

А недавно Национальная гвардия РК и Агентство США по уменьшению угрозы проверили надежность защиты ядерных стратегических объектов Казахстана. Военные поставили максимальную оценку трехуровневой физической защите, которая строилась в течение трех лет.

Мечты человечества воплощаются в Восточном Казахстане

Сегодня европейские державы объединили усилия для создания принципиально новых источников энергии для человечества. Казахстанские ядерщики вносят весомый и во многом уникальный вклад в достижение этой мечты.

– Энергия будущего – за термоядерным синтезом, – убежден руководитель НЯЦ РК. – Что греет нас? Солнце. Все остальное, что люди пытаются использовать для получения энергии – ветер или сила волн океана, – это вторичные продукты Солнца, его гравитации. И термоядерный синтез – это решение всех проблем для человечества.

В настоящее время отечественные ядерщики работают над поиском материалов, которые могли бы использоваться в термоядерном реакторе. Ведь далеко не каждый сплав может выдержать запредельно высокие температуры, специфические нейтронные и энергетические поля.

Данную задачу может решить казахстанский термоядерный материаловедческий реактор “Токамак”. Этот уникальный объект позволяет эффективно и быстро изучить любые материалы, создав для них те условия, которые будут реализовываться в экспериментальном термоядерном реакторе, создаваемом консорциумом многих стран.

Этот же проект станет одним из главных экспонатов “ЭКСПО-2017”. Предполагается, что, находясь в казахстанском павильоне, в будущем глава государства дистанционно запустит этот реактор, расположенный в Курчатове.

– Это будет большим вкладом в решение термоядерной проблемы человечества и демонстрацией возможностей Казахстана для всего мирового сообщества, – заявил Батырбеков.

Семей