Опубликовано: 4700

По сигналу "ТРЕВОГА!: как в Алматы боролись со страшным селевым потоком в 1973 году

По сигналу "ТРЕВОГА!: как в Алматы боролись со страшным селевым потоком в 1973 году

Алма-Ата. Медео. Сель. 1973 год

Во времена СССР сотрудники милиции Алма-Аты не только боролись с правонарушениями и раскрывали преступления: 44 года назад им пришлось спасать людей и родной город от страшного селевого потока.

Подробности этой трагической истории нам рассказывал пенсионер МВД Владимир Анатольевич БАЛЫБЕРДИН.

Смертельная опасность

– То воскресенье, 15 июля 1973 года, навсегда останется в моей памяти. Ближе к вечеру над Алма-Атой повисло раскаленное марево, и сам воздух, казалось, был насквозь пропитан тревогой.

В 18 часов 15 минут оперативный дежурный управления внутренних дел города Алма-Аты принял по рации сигнал: “Сель!”. Как потом нам сказали, с гор в Малое Алма-Атинское ущелье устремился грохочущий вал высотой более 30 метров.

Сметая на своем пути абсолютно всё, лавина воды, грязи, камней и вырванных с корнем деревьев с бешеной скоростью ринулась в сторону города.

В мгновение ока селевой поток превратил в груду развалин столовую, склады, жилые постройки, туристические базы и даже уничтожил специальную бетонную ловушку. Там, где прошла селевая масса, остался лишь глубокий каньон с оползающими рваными краями.

Погибли и люди…

Казалось, не было силы, которая смогла бы остановить всесокрушающую стихию. Нас подняли по сигналу “Тревога!” и повезли из Алма-Аты на Медео. Мы увидели, как в сумерках туда движется множество машин.

Единственной надеждой на спасение была плотина. Вот к ней-то и спешили строители, сварщики, слесари, монтажники из организаций и ведомств города.

Дорога на Медео оказалась забитой в обоих направлениях. К плотине и обратно сплошным потоком шли грузовые машины, тракторы, бульдозеры, самосвалы, автокраны, фургоны и другая спецтехника. Ехали днем и ночью с интервалом, иногда не превышающим и пары метров. Они везли трубы, мощные насосные установки, оборудование, инструменты и строительные материалы.

– Одними из первых в самое пекло отправились работники милиции во главе с начальником УВД города Алма-Аты полковником Маканом Есбулатовичем ЕСБУЛАТОВЫМ, – вспоминал наш собеседник. – Прибыв на Медео, мы вместе с другими подразделениями милиции организовали бесперебойную эвакуацию населения из наиболее селеопасных районов. Помню, как в первую очередь кинулись спасать детей. По пионерским лагерям руководство УВД разослало отдельные группы сотрудников. Также мы эвакуировали местных жителей, проживавших вдоль рек, по которым шел сель. Мои коллеги выводили перепуганных людей из санаториев и домов отдыха. Всего за полтора часа без суеты и паники из-под удара стихии удалось вывести около 5 тысяч человек и полторы тысячи детей из пионерских лагерей. Их разместили в заранее подготовленных общежитиях и школах. Коварная красота. Как Алматы спасают от разрушений

В самый тяжелый момент на плотину прибыло и руководство Казахской ССР во главе с Первым секретарем ЦК республики Динмухамедом Ахмедовичем КУНАЕВЫМ.

Было принято решение объявить в Алма-Ате чрезвычайное положение. Если бы плотина не выдержала, то поток смел бы треть города…

Все сотрудники гарнизона милиции перешли на казарменное положение. Выполняя распоряжения правительственной комиссии, они работали днем и ночью, без сна и отдыха.

Второй удар горной стихии

На следующий день, 16 июля, когда мы с моим напарником Павлом АРУТЮНОВЫМ находились на плотине, по рации приняли сообщение о том, что с гор сошел второй селевой поток. Он с огромной скоростью, более 130 километров в час, понесся на нас. Всем, кто в тот момент стоял на плотине, было приказано срочно перейти на горные склоны, нависавшие справа и слева от нее. Но я не успел и, находясь на самой верхушке защитного сооружения, стал свидетелем ужасного зрелища. От него дух захватывало: огромный вал, уничтожая все подряд на своем пути, несся прямо на плотину.

Высоченные вековые ели вырывало и, ломая словно спички, швыряло в поток. Там их мощные стволы перемалывались огромными валунами. Эта картина завораживала.

Тут я увидел оператора “Казтелерадио”, он, продолжая снимать, спешил покинуть опасное место. И в эту секунду на плотину обрушился страшный удар. У меня возникло ощущение, будто земля ушла из-под ног. Плотина треснула сразу в нескольких местах, но, к счастью, устояла. Этот эпизод позднее вошел в документальный фильм “Медео. Дни и ночи мужества”. Образовавшееся сразу озеро оказалось переполнено до краев и начало подмывать защитное сооружение. Вновь возникла угроза разрушения. Воду начали откачивать огромными насосами, но они почти сразу засорялись: шло очень много грязи. Тогда вызвали водолазов, чтобы они очистили забитые насосы. Однако их усилия сводила на нет нулевая видимость. Вода была настолько грязной, что работать людям пришлось буквально на ощупь.

У меня появилась первая седина…

Ночью, около 2 часов, мы получили приказ идти в "Горельник", что в 2 километрах вверх от плотины.

Когда мы с Павлом Арутюновым туда взошли и остановились, чтобы оглядеться, то увидели вокруг картину лишь полного разрушения и хаоса. Все одноэтажные коттеджи были снесены и раздавлены валунами. Пытаясь убедиться, что здесь нет ни раненых, ни погибших, мы тщательно обыскали все развалины. Но никого не нашли.

Однако позже нам все-таки пришлось стать свидетелями и участниками трагического эпизода.

Мы с Павлом стояли на смотровой площадке, когда вдруг услышали глухие стоны. Они были явно человеческими. Вот, снова и снова! Звуки доносились снизу, со стороны русла горной реки. Спустившись, начали искать пострадавшего. Оказалось, что он лежит под огромным валуном. Осмотревшись и оценив обстановку, мы поняли, что не сможем быстро подойти к этому месту. Дело в том, что селевая масса проваливалась под ногами, словно болото, поэтому идти было очень трудно. Обойдя камень со всех сторон и убедившись, что стоны точно идут из-под него, начали копать грязь руками и палками. Через некоторое время нам удалось выкопать что-то наподобие грота. Осветив его фонариком, пришли в ужас.

Под валуном замурованная со всех сторон камнями лежала молодая и очень красивая девушка. Ее ноги были придавлены и, по всей видимости, раздроблены. Двигаться самостоятельно она не могла.

Придя в сознание, пострадавшая сказала, что зовут ее Валентина и живет она в городе Иссыке. Принялись откапывать ее дальше. И вот что странно: мы совершенно не думали о том, что огромные камни в любой момент могут обрушиться на нас. Проектировщик алматинской плотины Владимир ШИКУНОВ: Что будет, если придет большой сель?

Сообщив по рации о своей находке, мы старались все время занимать Валентину разговорами, чтобы она не потеряла сознание. Через некоторое время прибыли спасатели с необходимыми инструментами и хирург из госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Но освободить девушку из каменной ловушки им долго не удавалось. Огромный валун, придавивший ей ноги, весь был в липкой грязи, из-за чего установленные под ним домкраты постоянно соскальзывали, и камень вновь опускался девушке на ноги. Все это приносило ей ужасные страдания, и она вновь и вновь теряла сознание от боли. Прямо скажу, зрелище не для слабонервных. Павел Арутюнов сказал мне, что обязательно сделает Валентине предложение, попросит ее выйти за него замуж. К сожалению, состояться их свадьбе было не суждено, надежды на ее выздоровление разбились в прах. По-видимому, полученные травмы оказались очень серьезными, и на вторые сутки после госпитализации девушка скончалась в больнице…

Мы оба из-за этого очень сильно переживали. У меня даже появилась первая седина, кроме того, целый год снился один и тот же кошмарный сон: ночь, ели "Горельника", селевой поток и умирающая Валентина…

Правительство отметило всех милиционеров

В операции по спасению граждан особо отличились старшие сержанты Иван Шпехт и Каиржан Мустафин, младший лейтенант милиции Муса Кусаинов, командиры взводов Иван Васильевич Юрьев и Василий Филиппович Дрофа. Заместитель начальника ГАИ майор милиции Борис Александрович Коряковцев и майор милиции Анатолий Сергеевич Тихов двое суток бессменно руководили доставкой грузов на плотину. Полковник милиции Михаил Николаевич Ударцев непрерывно держал двустороннюю связь со всеми постами, корректируя их действия в этой сложной обстановке.

Усилия работников правоохранительных органов были оценены по достоинству: Правительство КазССР в специальном постановлении объявило всем сотрудникам гарнизона алма-атинской милиции благодарность. Такое решение было принято впервые за всю историю города.

В сентябре 1973 года Владимира Балыбердина и Павла Арутюнова в числе других сотрудников алма-атинской милиции наградили медалями “За отличную службу по охране общественного порядка”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи