Опубликовано: 1600

Перевернутый трон и эволюция казашки

Перевернутый трон и эволюция казашки Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ, Аружан АСЫЛТАС и галереи “TSE Art Destination”

Почему в XXI веке некоторые наши соотечественницы живут в условиях каменного века и как трон, на котором ты сидишь, может перевернуться. В Астане открылась выставка работ известного казахстанского художника Асхата АХМЕДИЯРОВА “Аян”.

“Аян” с казахского языка переводится, как “откровение”. И каждое полотно или инсталляция, представленные на выставке, являются откровением мастера. Вот зритель наблюдает эволюцию казашки – с ранних времен до современности.

– Для “Эволюции казашки” я взял образы современниц, подходящих под те или иные стадии развития. Это реально существующие прототипы, и мой главный посыл – в современном Казахстане из-за разницы условий в жизни часть женщин живет, как в каменном веке или Средневековье, другие – надевают саукеле и мыслят теми категориями, которые мы пережили в прошлом. Меня тревожит эта социальная контрастность положения женщин в нашем обществе, – рассказал нам Асхат Ахмедияров.

К слову, о саукеле. Снявшаяся обнаженной и в саукеле Ширин (о 18-летней девушке страна узнала после того, как она опубликовала в социальных сетях несколько своих фотографий с грудью, прикрытой лишь национальными украшениями. – Прим. ред.) чувства художника не задела.

– Мне нравится, что они делают, я писал Ширин, что хочу создать с ней один из образов эволюции – пока она не ответила. А Дина Тасова (депутат молодежного маслихата Астаны, модель, продефилировавшая топлес на одном из показов. – Прим. ред.) позировала, – поведал автор. «Казахская национальная одежда не заслуживает такого оскорбления» - юрист подал в суд на Шырын Нарчаеву

Женская тема поднята и в полотне “Разгонный блок”.

– При всей неоднородности статуса женщин в стране казахстанки всё больше занимают ключевые позиции, влияют на развитие ситуации в обществе. Я проанализировал события вокруг себя: в них мало мужчин, 90 процентов – женщины, от супруги, дочерей до ключевых фигур, которые продвигают мое искусство. Женщины сегодня доминируют, и мы должны видеть в них равноправных партнеров, – отметил художник.

От вопросов гендера – к вопросам истории. В “Откровении” представлена инсталляция с портретом Алихана Букейханова и картой Казахстана из песка. А рядом – тележка и лопата.

– Когда-то в детстве я месил глину ногами, а в этой работе говорю о строительстве нашего общества, о созидании, о нашей земле, – озвучил посыл инсталляции художник и перевел взор на другое произведение – “Если бы боль сгорела”: языки пламени охватили серп и молот, вокруг – свидетели уходящей эпохи.

– Я жил во времена Советского Союза, был очевидцем системы. Я не жалею, что мы расстались с совком – мы многое получили, обретя независимость, – размышляет он.

А вот вы уже видите целую галерею портретов, чем-то напоминающих лица из полицейской сводки.

– Так и есть – это фотороботы, – подтверждает наши догадки автор. – После кражи телефона я запомнил человека и нарисовал его портрет. Вскоре ДВД начал приглашать меня, чтобы я рисовал портреты подозреваемых со слов потерпевших. Так что это реальные лица.

А в углу галереи разместился перевернутый трон.

– Люди думают, что обретают стабильность через материальное, захват новых сфер влияния, сырье. И даже не допускают мысли, что могут быть выкорчеваны с корнями и перевернуты вместе со своим троном, – раскрыл идею творения Асхат Ахмедияров.

Кстати, стулья занимают особое место в творчестве художника. Прошлым летом жители Астаны могли наблюдать большое их количество на ступенях Национальной академической библиотеки. Через свою работу автор продемонстрировал расслоение казахстанского общества: в ряду были потрепанные временем и жизнью поломанные экземпляры, над ними высокомерно возвышались дорогие стулья-троны.

Арт-директор галереи “TSE Art Destination” Бауыржан САГИЕВ продолжил тему.

– Образ стульев проходит через творчество Асхата Ахмедиярова как символ социальных проблем. На одной из выставок на разных сиденьях ты чувствовал себя совершенно по-разному: в непомерно высоком кресле ты словно возвышался над другими, и наоборот.

А еще художник создал инсталляцию, в которой ножки стула превращаются в корни деревьев.

Предмет мебели здесь выступал как символ стабильности, он пустил корни. Но, опять же, даже трон можно перевернуть, и самое высокое твое положение не означает глобальную стабильность на всю жизнь, – отметил Бауыржан Сагиев.

Близки художнику и экологические проблемы. “Обитатель болот” – еще одна интересная инсталляция Ахмедиярова, соединившая традиционную живопись и современный арт. Так что, если вы поклонник нетривиального взгляда на окружающую действительность, добро пожаловать на “Откровение”!

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи