Опубликовано: 760

Перекрыли кислород со всех сторон: почему в кино ходить можно, а в театр нет

Перекрыли кислород со всех сторон: почему в кино ходить можно, а в театр нет

Петицию на имя Президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА и главного санитарного врача РК Ерлана КИЯСОВА написали независимые театральные коллективы страны с просьбой – разрешить им работать. Отрасль и так переживает не лучшие времена, нынешний же запрет ее добьет.

В кино ходить можно, а в театр – нет

Данной петицией коллективы г. Алматы хотят отстоять свое право на работу и творчество. На момент написания материала было собрано свыше 2 000 подписей. Последние 2 года, с момента начала пандемии, театрам было сложно выживать, однако нынешнее постановление главсанврача Алматы от 13 января 2022 года, запрещающее деятельность театров, цирков, филармоний, может стать последней каплей. И речь идет уже о продолжении существования всего независимого искусства в Казахстане.

“За период с 2020 по 2022 год 40 процентов арт-площадок города прекратили свое существование, еще 25 процентов приостановили свою деятельность, – говорится в обращении. – Кроме того, существуют еще независимые коллективы, труппы, не имеющие своих площадок для выступлений: большая часть из них полностью прекратила свое существование. Дело в том, что независимые театры существуют только за счет средств, собранных от продажи билетов. А если запрещены показы спектаклей, то, значит, и продаж билетов нет. Поддержки государством независимых театров не было, хотя на культуру были выделены огромные деньги (мы не знаем, на что они были потрачены). В 2021 году театрам была дана возможность работать в “красной” зоне при условии участия в проекте “Ashyk” с 30-процентной наполняемостью залов. Мы смогли выстоять”.

Однако сейчас и этой минимальной возможности театры лишены.

“При этом вне всякой логики почему-то разрешена работа кинотеатров с 30-процентной наполняемостью. При этом в кинотеатрах в день проходимость значительно выше, чем в маленьких независимых театрах с количеством посадочных мест в зале около 50–90 человек!” – пишут авторы петиции.

Такая избирательность не всем понятна, ведь театры и кинотеатры указаны в одной категории. Однако одним была дана возможность работать, а другим – нет.

“Полный запрет деятельности – это смерть для театров, это потеря квалификации для артистов, многие из которых всю жизнь посвятили искусству и имеют несколько профильных образований, в том числе и зарубежных”, – отмечается в обращении к Президенту РК.

– Мы ожидаем от петиции, что нас услышат и поймут, что при допустимости работы кинотеатров запрет работы частных театров выглядит, как минимум, странно, – комментирует Елизавета ВЫСОЧИНА-ФЛАХ, актриса и режиссер, представитель независимых театров г. Алматы, плейбек-театров “Родные люди”, “ТРИ”, театра Пантомимы. – В театре рабочие дни для спектаклей – это, как правило, пятница, суббота и воскресенье. Кинотеатры же работают без выходных, раз в 2 часа идут фильмы. В плане возможности заражения, будем откровенны, театр представляет меньшую угрозу. Максимальное, что мы можем себе позволить, – 2 спектакля в день. Перекрыв работу со зрителем, мы лишаем его духовной пищи, которая сейчас важна и нужна, потому что стресс, который перенесли люди, нужно каким-то образом пережить. Можно отдать предпочтение положительным эмоциям, которые приносит искусство. Мы говорим не только о театрах – обо всех артистах независимого жанра: музыкантах, цирковых группах, танцорах, коллективах, которые, с моей точки зрения, являются все-таки двигателем сценического искусства.

– Очень часто независимые театры находят в себе силы работать за идею. Но нам не дают возможности работать на зрителя и таким образом окупать площадки, на которых мы базируемся, не дают развиваться творчески и элементарно зарабатывать на жизнь, – продолжает Елизавета. – А ходить с протянутой рукой и просить у государства денег – не станем. Мы просто хотим работать по профессии, быть нужными, поэтому призываем к здравому смыслу – откройте, пожалуйста, площадки частных театров при условии соблюдения всех санитарно-гигиенических требований.

Мы не просим нам придумывать рабочие места, мы просим дать возможность самореализовываться на наших рабочих местах.

Брошены на произвол судьбы

По словам представителей частных театров, сложность еще и в том, что при официальном запрете на работу никто не отменял для них плату за аренду и коммунальные услуги. И тут всех может ожидать одинаковая участь – лишиться помещений и оказаться на улице. Сейчас многие независимые театры оказались в довольно сложной финансовой ситуации. Хотя только-только начали выкарабкиваться из кризиса после позапрошлогоднего локдауна.

– При этом государство не помогает никакими дотациями или послаблениями. Мы брошены на произвол судьбы. Но мы можем решить сами свои проблемы, дайте нам возможность! В данный же момент перекрыт кислород со всех сторон. Мы не знаем, что придумывать, как выживать, – комментирует одна из инициаторов петиции, директор арт-убежища “Бункер” Ксения ДРАЧУКОВА. – Это хорошо, что ни от кого, кроме как от зрителей, мы не зависим. Но дело в том, что почти за 2 года карантина у всех людей в принципе все запасы иссякли. И если в первый лодкаун нас спасли зрители – они заранее купили билеты, поддержали нас сильно финансово. То сейчас даже самые любящие “Бункер”, у которых было всё хорошо в финансовом плане, даже они поприжались. Сейчас, кроме слов поддержки, люди уже просто не в состоянии ничем помочь.

И если до этого независимым театрам и арт-площадкам худо-бедно удавалось выживать, то нынешний запрет на работу может стать для них фатальным.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи